Маслоу биография кратко. Абрахам Маслоу: биография психолога

Маслоу биография кратко. Абрахам Маслоу: биография психолога

Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э. Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

Видный американский психолог Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Его родители, евреи, эмигрировавшие из России, жили в Нью-Йорке, в Бруклине. Абрахам Маслоу был старшим из семерых детей, поэтому родители, которым не повезло самим получить образование, всячески содействовали первенцу в этом вопросе. Однако не всё было так радужно, как может показаться на первый взгляд.

Мать Маслоу была весьма религиозной женщиной, и постоянно напоминала детям о той расплате свыше, что грозит им за малейшие проступки, не забывая о земных наказаниях, на которые была весьма щедра. Из-за этого отношения мальчика с ней были весьма натянутыми вплоть до её смерти. Поначалу не заладились отношения и с отцом, который часто выпивал, изменял жене, влезал в драки, но позже первенец четы Маслоу помирился с ним.

Но пока Абрахам Маслоу ещё юн, из-за своей национальности одинок и несчастен. Стесняясь своего внешнего вида, мальчик пытался компенсировать щуплость и неказистость занятиями спортом. Не добившись заметных результатов на этом поприще, с тем же рвением Абрахам Маслоу переключился на науку. Друзьями ему стали книги, благо недостатка библиотек в Нью-Йорке не наблюдалось. А летние месяцы проходили в работе в фирме своей семьи, которая занималась производством бочек.

Поддавшись уговорам отца, 18-летний Абрахам Маслоу поступил в Сити-колледж родного города, где приступил к изучению юриспруденции. Но вскоре понял, что это не его стезя. В это же время он увлёкся поведенческой психологией Д. Уотсона. Поэтому в 1930 году в университете Висконсина он получил степень бакалавра именно по психологии. Годом позже – магистра гуманитарных наук, а ещё три года спустя – доктора.

Женился Абрахам Маслоу в 20 лет на Берте Гудман (своей первой любви), с которой был знаком со школы, она же была его кузиной, поэтому чета Маслоу была против этого брака. Но сын не послушал родителей и сочетался браком прямо перед переездом в Висконсин, где и появились на свет две его дочери Эллен Маслоу (впоследствии получившая докторскую степень и ныне работающую психотерапевтом) и Энн Каплан.

В своей alma mater Абрахам Маслоу работал с Г. Харлоу, в лаборатории приматов по изучению поведения макак резусов. Докторскую диссертацию он посвятил исследованию полового и доминантного поведения в колонии обезьян.

В Нью-Йорк он вернулся в 1937 году уже доктором, где начал работать с Э. Торндайком, известным теоретиком в области научения, в Колумбийском университете. А какое-то время спустя стал преподавателем Бруклинского колледжа, которому посвятил 14 лет. Именно в этот период он познакомился с большинством известнейших психологов, бежавших из Европы, общение с которыми в неформальной обстановке впоследствии оказало влияние на его теорию.

В 1943 году в Психологическом обозрении вышли две небольшие статьи Абрахама Маслоу, которые можно назвать первым шагом к его будущей теории. Он уже разочаровался в бихевиоризме, считая, что человек низводится до состояния стимульно-реактивного механизма. А вот именно то, что делает человека человеком, остаётся за кадром.

В 1951 году Абрахам Маслоу заступил на пост заведующего кафедрой психологии в университете Брэндейс, в Массачусетсе. Тогда же в журнале «Социальной психологии и психологии отклонений» вышла статья, в которой он критиковал А. Кинси за некорректную выборку респондентов в социологическом исследовании на сексуальные темы. Вообще с редакторами психологических изданий у Абрахама Маслоу были напряжённые отношения, его статьи принимались со скрипом или получали отказ в публикации. А вот студенты души не чаяли в своём внешне невзрачном преподавателе.

В 1954 году вышла в свет первая значительная работа «Мотивация и личность», на страницах которой и была рассказана иерархическая теория потребностей, которая сегодня известна всему миру. Абрахам Маслоу представил общественности свою пирамиду, в основании которой были заложены базовые потребности человека, а вершину составила потребность в самоактуализации. Именно её он считал врождённым человеческим стремлением, но прежде чем полностью раскрыть все свои задатки и способности, человек должен полностью удовлетворить все остальные ступени пирамиды. Немало внимания уделил Абрахам Маслоу комплексу Ионы, согласно которому, человек, предпочитая налаженное, но ограниченное существование, избегает дополнительной ответственности, серьёзных жизненных успехов, так как это может привести к потере контроля. Это своего рода барьер к достижению вершины пирамиды потребностей.

В последующие годы теория получила широкое распространение, правда, немало критики было высказано её автору. Хотя и сам он признавал, что его труд скорее является дополнением к естественно-научному подходу.

В 1961 году Абрахам Маслоу оставил пост заведующего кафедрой, но остался работать профессором психологии. В 1962 году была опубликована работа «К психологии бытия», в которой человеческие потребности были поделены на низшие, возникающие от нехватки чего-либо, насыщаемые, и высшие, которые ориентированы на развитие и рост, ненасыщаемые. Впрочем, эту работу, как и «Дальние пределы человеческой природы» (вышедшую уже после смерти автора) сам Абрахам Маслоу рассматривал как предварительные изыскания.

В 1967-1968 годах он стал президентом Американской психологической ассоциации. А в 1969 году он ушёл в Благотворительный фонд У. Логлина в Менлоу-парк, что в Калифорнии. Здесь он смог заняться философией демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году, 8 июня, сердечный приступ оборвал научные изыскания Абрахама Маслоу .

Однако его книги («Мотивация и личность», «Психология Бытия» и другие) популярны и по сей день. Он начинал с бихевиоризма, попал под влияние психоанализа, оказал огромное влияние на гуманистическую психологию. Поэтому причислить его имя к тому или иному направлению не представляется возможным. Однако, его теория самоактуализации продолжает волновать сторонников разных направлений и сегодня. Её применяют многие ученые, и порой весьма успешно.

Абрахам Маслоу

Психолог и психотерапевт Абрахам Харольд Маслоу (настоящее имя Абрам Маслов) родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908 года. Родители Абрахама были русскими евреями, которые эмигрировали из Киева в Америку. Среднее образование Маслоу получил в бесплатных школах Нью-Йорка. По словам г-на Абрахама, до двадцати лет он был нервным, страдающим от неврозов молодым человеком.

По совету родителей после окончания школы Маслоу поступает в юридический Сити-колледж. Интерес к учебе пропал быстро, карьера адвоката его совсем не привлекала. Поэтому он бросил учебу, не закончив и первого курса.

Под влиянием Макса Вертгеймера Маслоу начинает заниматься изучением людей, которые достигли в жизни самоактуализации. Он призывает изучать человеческое в человеке. М-р Абрахам пытался гуманизировать психологию, но сталкивался с непониманием коллег, а редакции журналов игнорировали Маслоу, как ученого, не принимая в печать ни одной его рукописи. Но студенческая среда наоборот относилась лояльно к взглядам своего преподавателя. Именно студенты поспособствовали тому, что он стал президентом Американской психологической ассоциации в конце 60-х годов.

Научные работы Маслоу

Первая работа Маслоу «Мотивация и личность » вышла в свет в 1954 году. В ней изложена иерархическая теория потребностей, которая выстраивается в пирамиду . В основании пирамиды лежат базовые нужды, а на вершине – потребность в самоактуализации. Но чтобы эта потребность проявилась, нужно удовлетворить всю нижележащую иерархию потребностей. В 60-х годах теория Маслоу получила популярность и признание. Потом вышла его книга «Новые рубежи человеческой природы ». В поздних работах «По направлению к психологии бытия » (1962) и «Дальние пределы человеческой психики » (опубликована после смерти, в 1971 году) Маслоу практически отказывается от многоступенчатой пирамиды потребностей. Все человеческие потребности Маслоу разделил на низшие, возникшие из-за недостачи чего-либо и поэтому наполняемые, и высшие потребности, ведущие к росту и развитию, а значит – ненасыщаемые. Эту теорию автор считал предварительной, надеясь на ее дальнейшее подтверждение. Но до этого момента он не дожил, 8 июня 1970 года Маслоу умер.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, - стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, - разъяснял Маслоу. - Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии - наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей - основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество - это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

    Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

    Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

    Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

    Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

    Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

    (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

    Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

    Потребность в принадлежности и любви.

    Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

    Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

    Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

    (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Психолог и психотерапевт Абрахам Харольд Маслоу (настоящее имя Абрам Маслов) родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908 года. Родители Абрахама были русскими евреями, которые эмигрировали из Киева в Америку.
Среднее образование Маслоу получил в бесплатных школах Нью-Йорка. По словам г-на Абрахама, до двадцати лет он был нервным, страдающим от неврозов молодым человеком. В школе он становится лучшим учеником, потому что все свободное время проводит в библиотеке, скрываясь от одноклассников и домашних проблем.
По совету родителей после окончания школы Маслоу поступает в юридический Сити-колледж. Интерес к учебе пропал быстро, карьера адвоката его совсем не привлекала. Поэтому он бросил учебу, не закончив и первого курса.
На становление Маслоу как психолога-исследователя непосредственным образом повлияли сложные отношения с матерью, которая воспитывала сына в жестком, авторитарном стиле. Именно негативные детские воспоминания стали толчком к изучению психики человека. В своих воспоминаниях Маслоу писал: «Мои исследования имеют один общий исток - они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой мать».
В двадцатилетнем возрасте Абрахам женился на своей кузине Берте Гудман и переехал в Висконсин. В 1928 году они вместе поступили в университет.
Женитьба и новое место жительства существенно повысили самоуважение и самооценку Маслоу, который всегда испытывал комплексы по поводу своей внешности, поэтому избегал публичных мест.
В университете Маслоу с усердием занялся наукой. На предпоследнем курсе университета у него возникает интерес к психологии. Под влиянием идей Джона Уотсона, отца американского бихевиоризма, он выбирает психологическую тему для курсовой работы.


Видение Маслоу психологии человека

Долгие годы Маслоу считал, что путь к разрешению мировых проблем лежит через естественнонаучный подход к человеческому поведению. Но со временем эта трактовка стала для него неприемлемой.
В университете Висконсин он начинает заниматься опытными исследованиями поведения животных. Под руководством Гарри Харлоу сделал работу по вопросам доминирования и сексуального поведения обезьян. Тема сексуальности в те времена была для общества щепетильной, поэтому немногие решались ее затрагивать.
В 1937 году выходит первая научная публикация о кросс-культурных исследованиях в индейской резервации.


Маслоу – основатель гуманистической психологии

Под влиянием Макса Вертгеймера Маслоу начинает заниматься изучением людей, которые достигли в жизни самоактуализации. Он призывает изучать человеческое в человеке.
М-р Абрахам пытался гуманизировать психологию, но сталкивался с непониманием коллег, а редакции журналов игнорировали Маслоу, как ученого, не принимая в печать ни одной его рукописи.
Но студенческая среда наоборот относилась лояльно к взглядам своего преподавателя. Именно студенты поспособствовали тому, что он стал президентом Американской психологической ассоциации в конце 60-х годов.

Научные работы Маслоу

Первая работа Маслоу «Мотивация и личность » вышла в свет в 1954 году. В ней изложена иерархическая теория потребностей, которая выстраивается в пирамиду . В основании пирамиды лежат базовые нужды, а на вершине – потребность в самоактуализации. Но чтобы эта потребность проявилась, нужно удовлетворить всю нижележащую иерархию потребностей.
В 60-х годах теория Маслоу получила популярность и признание. Потом вышла его книга «Новые рубежи человеческой природы ».
В поздних работах «По направлению к психологии бытия » (1962) и «Дальние пределы человеческой психики » (опубликована после смерти, в 1971 году) Маслоу практически отказывается от многоступенчатой пирамиды потребностей.
Все человеческие потребности Маслоу разделил на низшие, возникшие из-за недостачи чего-либо и поэтому наполняемые, и высшие потребности, ведущие к росту и развитию, а значит – ненасыщаемые. Эту теорию автор считал предварительной, надеясь на ее дальнейшее подтверждение. Но до этого момента он не дожил, 8 июня 1970 года Маслоу умер.

«Кто-то спросил меня… Как робкий юноша превратился в “бесстрашного” (на вид) лидера и оратора? Как случилось, что я стремился к откровенности, придерживался непопулярных взглядов, в то время как большинство вело себя иначе? Моим первым порывом было ответить: «Интеллектуальное развитие - всего лишь реалистический взгляд на вещи», но я удержался от такого ответа, потому что в отрыве от остального он был бы неправильным. ”Добрая воля, сострадание и интеллектуальное развитие» — ответил я в конце концов“»… Абрахам Маслоу, американский психолог, основатель гуманистической психологии

История жизни известного американского психолога еврейского происхождения Абрахама Маслоу, известного как автор «пирамиды потребностей», — это история некрасивого еврейского мальчика с очень непростым детством, который стал счастливым человеком и создал теорию, благодаря которой каждый из нас может стать счастливым.

Истории жизни — источники счастья

Трудное детство

Еврейские погромы в начале ХХ века в тогдашней Российской империи заставили родителей будущего ученого, Самуила Маслова и Розу Шиловскую, эмигрировать из Киевской губернии в Америку. 1 апреля 1908 года в Бруклине родился их старший сын Абрахам.

Родители часто ссорились, отец временами исчезал из дома, мать была жестокой и отдавала свое внимание и любовь другим детям. В памяти Абрахама осталась страшная картина: мать разбивает о стену головы двух кошек, которых он принес домой покормить. «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать) », — вспоминал Маслоу.

Через пару лет семья переехала в нееврейский район города и Абрахам пошел там в школу. Он был единственным евреем в своем классе, и ему еще в детстве пришлось узнать, что такое антисемитизм. Он был щуплым и некрасивым подростком, который даже стеснялся заходить в вагон метро, где было много людей. «Удивительно, что имея такое детство, я не заболел неврозом или даже психозом… Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей », — признавался он. Жизнь среди книг дала свои результаты — благодаря чтению и постоянному интеллектуальному развитию его IQ достиг 195.


Родная любовь

В ранней юности Абрахам влюбился в свою двоюродную сестру Берту Гудман, но не решался признаться ей в этом, так как боялся быть отвергнутым. Когда же в 20 лет решился, то, к своему удивлению, встретил ответное чувство. Он был переполнен счастьем и испытал так называемое «пиковое переживание», которое дало мощный толчок в жизни и науке. Они поженились в возрасте 20 и 19 лет и прожили счастливую жизнь, вырастили двух дочерей, которые также посвятили свою жизнь психологии. «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился », — писал Маслоу.

Маслоу и студенты

Профессора Абрахама Маслоу очень любили студенты. Он относился к ним с пониманием и уважением. Так как многие из них были выходцами из семей эмигрантов, как и он сам, Маслоу заботился о них и даже помогал устраивать быт. Образно выражаясь, именно студенты внесли его на руках в кресло президента Американской психологической ассоциации.


Шаги на пути к счастью

Чтобы угодить отцу, Абрахам поступил в колледж, где собирался изучать право, но понял, что адвокатская деятельность не приносит ему ровным счетом никакого удовлетворения. Поэтому он поступил в университет Висконсина, где закончил академический курс по психологии и в 1931 году стал магистром гуманитарных наук, а в 1934 году — доктором. Его диссертация была посвящена исследованию доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, где стал работать при Колумбийском университете. В 1937 году он стал профессором при Бруклинском колледже, в котором проработал 14 лет. Именно Нью-Йорк в эти годы стал центром развития психологической науки — там работало множество европейских психологов, укрывшихся от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм, Макс Вертгеймер, Рут Бенедикт и Курт Гольдштейн .

Общение с ними породило идею исследования самоактуализирущихся личностей и основы гуманистической теории, а Гольдштейна Абрахам Маслоу считал одним из своих учителей. Неформальное общение с такими выдающимися учеными и личностями способствовало дальнейшему формированию гуманистических взглядов Маслоу и закладке основ гуманистической теории личности. В это время он занимался и психоанализом.


В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в университете Брандейса и проработал здесь до 1969 года. Именно здесь основы гуманистической психологии сформировались как самостоятельное направление и к Маслоу пришло признание.

Летом 1962 года работал приглашенным специалистом в Нон-Линеар Системз, передовой калифорнийской компании в сфере высоких технологий, где проводил семинары по управлению бизнесом. Теоретические основы этих семинаров и сейчас активно используются в менеджменте управления персоналом.

В 1969 году ушел из университета Брандейса и начал работать в Благотворительном фонде Логлина в Менло-Парк, Калифорния. Здесь он приобрел полную свободу для своей интеллектуальной деятельности в области гуманистической психологии и философии.

Маслоу был членом нескольких профессиональных и почетных обществ, в том числе президентом Отделения личности и социальной психологии, Отделения эстетики Американской ассоциации психологов, а в 1967 году его избрали президентом Американской ассоциации психологов, которая ежегодно вручает премию его имени за вклад в область изучения человеческой души.


Также Маслоу был основателем и редактором «Журнала гуманистической психологии» и «Журнала трансперсональной психологии», а также консультантом множества периодических научных изданий. В последние годы жизни он активно поддерживал Институт Эсален в Калифорнии — институт интегрального развития человека, который был поселением-коммуной на западном побережье Калифорнии, основанной в 1962 году американскими психологами Майклом Мерфи и Ричардом Прайсом — и другие сообщества, изучающие возможности человека.

Абрахам Маслоу умер 8 июня 1970 года в Менло-Парке от сердечного приступа, который настиг его во время пробежки.


Рецепт от Маслоу: как стать счастливым

Избавиться от «комплекса Ионы»

«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь », — говорил Абрахам Маслоу. Он впервые описал комплекс Ионы (библейский пророк, который пытался избежать предназначенной ему Богом участи, так как боялся возложенной на него ответственности), который заключается в боязни человека реализовать заложенные в себе способности.

Такие люди сами обрекают себя на скучное и ограниченное, но налаженное существование. Им кажется, что таким образом они избегают потерь и неудач. «Желая избежать рисков, связанных с преодолением трудностей, с самосовершенствованием и внутренним прогрессом, эти несчастные изначально живут так, словно их постигла тотальная неудача », — отмечал Маслоу.

Двигаться к вершине пирамиды потребностей

Человек, стремясь к самоактуализации (от лат. actualis — «подлинный», «настоящий»), становится тем, кем он может и должен стать, что позволяет жить в гармонии с самим собой.

«Композитор должен сочинять музыку, художнику надлежит создавать картины, поэту - слагать стихотворения », — говорил Маслоу, считая, что свой потенциал может реализовать любой, вне зависимости от профессии.

«Жизнь — это непрерывный процесс, в котором постоянно приходится выбирать. Практически все время для человека существует возможность выбора: отступить или продвинуться вперед. Или возвращение к еще большим страхам, опасениям и защитам, или же развитие и духовный рост. Сделать выбор в сторону развития, а не страха десять раз за день — означает сделать десять уверенных шагов на пути к самореализации », — утверждал знаменитый психолог.

Достижения Абрахама Маслоу

— основоположником гуманистической психологии, которая рассматривает человека как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставляющихся ему возможностей; высшие проявления человека — самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода и ответственность.

— одним из основателей трансперсональной психологии — направления психологии, которое изучает трансперсональные переживания(у Маслоу «пиковые переживания»), измененные состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические подходы и духовные практики Востока и Запада.

Физиология (голод, сон, половое желание)
Безопасность (жизни ничего не угрожает)
Социальность (дружа, любовь, принадлежность к народности, сообществу)
Признание (уважение, признание полезности в жизни социума)
Познание (природное любопытство — знать, уметь, изучать)
Эстетика (потребность следовать истине)
Я (понимание смысла своего существования).


Каждая ступень в пирамиде — уровень потребностей. Потребности удовлетворяются от простых к более высоким, стремление к более высоким появляется после удовлетворения более простых.

Абрахам Маслоу также сформулировал общие черты самоактуализированных людей (на примере изучения жизни выдающихся личностей, таких как Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Энштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Олдос Хаксли и Барух Спиноза):

1. Эффективное восприятие реальности и удобные отношения с реальностью.
2. Принятие себя, других и природы.
3. Непосредственность, простота и естественность.
4. Сосредоточенность на проблеме.
5. Способность обособиться и потребность в уединении.
6. Автономия: независимость от культурных штампов и окружения.
7. Свежесть восприятия.
8. Мистический и вершинный опыт.
9. Чувство общности с другими.
10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
11. Демократичность.
12. Способность распознавать добро и зло, цели и средства.
13. Философский доброжелательный юмор.
14. Креативность.
15. Сопротивление окультуриванию, пребывание вне любой определенной культуры.

Тест удовлетворенности основных потребностей (тест Маслоу) позволяет определить, какие потребности являются главными на данном этапе. В современной жизни он применяется в управлении персоналом, мотивации сотрудников и в теории прогрессивного управления.

— «Мотивация и личность» (1954)
— «Эупсихея: дневник» (1965)
— «Психология науки: рекогносцировка» (1966)

Тания Вайсман