Ведение налогового учета и отчетности. Бухгалтерский и налоговый учет: в чем разница? Мнение специалиста МНС России

Организации в ходе своей хозяйственной деятельности обязаны вести учет операций. По характеру и конечным целям учет делят на бухгалтерский и налоговый. Не возникает дополнительных трудностей, если результаты этих учетов совпадают. Однако это встречается далеко не всегда. По отношению к одинаковым операциям учет бухгалтерский и налоговый может существенно отличаться.

Задачи бухгалтерского учета

Для того чтобы увидеть наиболее достоверную картину об организации, ее финансовом состоянии, наличии активов, обязательств, необходимо проанализировать ситуацию при помощи бухгалтерского учета (БУ). Он предполагает наличие систематизированной информации о всех объектах. Судить о деятельности предприятия в целом можно на основании полученных данных, что зачастую невозможно совершить, используя лишь налоговый учет.

Информация, которая раскрывается благодаря бухучету, необходима для многих заинтересованных лиц, как внутренних, так и сторонних. Руководствуясь полученными данными, собственники предприятий выбирают дальнейшие пути развития. Большинство управленческих решений принимается благодаря имеющимся сведениям бухгалтерского учета.

Данный вид учета представляет большой интерес и для внешних заинтересованных лиц. Особое значение придают ему инвесторы, кредиторы. Оценивая текущее финансовое и хозяйственное состояние организации принимаются решения о дополнительных вложениях, выдаче кредитов, а также дальнейших взаимодействиях с рассматриваемым предприятием.

Существует несколько видов бухгалтерского учета ― обычный (в полном соответствии с действующим законодательством) и упрощенный. Последний позволяет вести учет в облегченном режиме, что доступно малым предприятиям, некоммерческим объединениям и иным организациям, если это соответствует действующему законодательству.

Налоговый учет

Для корректного расчета налоговых платежей, формирующихся в результате определения прибыли, используют налоговый учет (НУ). Основные пользователи информации данного вида ― налоговые органы. Ориентируясь на данные налогового учета, проводят контроль за полнотой денежных поступлений в казну государства.

Обязанность по ведению налогового учета имеется у всех зарегистрированных хозяйственных субъектов. Для полноты и достоверности данных при ведении налогового учета используются первичные документы, налоговые регистры, сведения аналитического учета.

При ведении учета этого вида предъявляются повышенные требования к составлению документов. И хотя в настоящее время отменены практически все унифицированные формы, разработанные самостоятельно документы должны содержать все требуемые реквизиты, подтверждающие факт совершения операции. К ним относятся следующие:

  • наименование формы;
  • дата составления документа;
  • определение операций;
  • наличие стоимостного и количественного выражения совершенных действий;
  • подписи ответственных лиц, заверяющие факт операций.

Разница между налоговым и бухгалтерским учетом

Несмотря на схожесть операций налоговый и бухгалтерский учет имеет множество отличий.

Основные из низ заключаются в следующем:

  1. Задачи учета. Бухгалтерский учет призван предоставить наиболее полную и достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия. Налоговый же учет позволяет определять базу для расчете налога на прибыль.
  2. Нормативные и законодательные акты, формирующие принципы ведения учета.
  3. Порядок определения доходов и расходов. При наличии одних и тех же операций бухгалтерская и налоговая прибыль могут существенно отличаться, хотя нередко значения этих понятий и совпадают.

Организации обязаны вести как налоговый, так и бухгалтерский учет. В то же время не для всех хозяйственных субъектов обязателен к использованию бухучет. Речь идет об индивидуальных предпринимателях. По отношению к ним отсутствует необходимость в определении бухгалтерской прибыли. Все доходы предпринимателя после уплаты обязательных платежей ― это его личные, распоряжаться которыми он вправе полностью по своему усмотрению.

При определении доходов и расходов применяют один из методов:

  1. Метод начисления. Отражает сам факт совершения операции. При этом не важно, оплачены ли фактически эти действия самим предприятием или его контрагентами. При отсутствии оплаты образуется кредиторская или дебиторская задолженности.
  2. Кассовый метод предполагает, что факт доходов или расходов появляется после фактической оплаты или поступления денежных средств.

Организации вправе использовать оба метода в НУ и БУ. Но при этом действуют некоторые ограничения. Например, кассовый метод в бухучете доступен далеко не всем. Его вправе применять малые предприятия и некоммерческие организации, имеющие социальную направленность. Однако традиционно самым удобным и распространенным является все же метод начисления. Им пользуется большинство фирм, даже ведущих упрощенный учет.

Почти те же правила действуют и по отношению к налоговому учету. Основным здесь при определении прибыли признается метод начисления. Определяют доходы и расходы кассовым способом лица на льготных режимах налогообложения, малые предприятия с небольшими оборотами.

Формирование рассматриваемых учетов регламентируется различными законодательными актами. Для целей бухучета основным законом представляется «Закон о бухгалтерском учете», Положения ПБУ, прочие нормативные акты. Определение операций в разрезе налогового учета подчиняется прежде всего Налоговому кодексу РФ, а также прочим документам, разъяснениям, письмам таких ведомств, как Минфин.

Таблица. Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом

Учет Нормативные акты Кто применяет Признание доходов и расходов Определение амортизации ОС Создание резервов
Бухгалтерский Закон о бухучете, ПБУ Организации Методом начисления или кассовым Все способы Создание резервов по сомнительным долгам является правом для целей БУ
Налоговый НК РФ Организации и ИП Методом начисления или кассовым в соответствии с требованиями НК РФ Линейный и нелинейный Обязанность по формированию некоторых резервов

Учет основных средств

Разница в налоговом и бухгалтерском учете может возникнуть и при операциях с основными средствами. Прежде всего стоит отметить, что в бухучете по каждому объекту может быть выбран свой метод начисления амортизации. Для целей бухучета способ амортизации закрепляется в учетной политике, применяется выбранный по всем объектам. К тому же в НУ возможны лишь 2 способа начисления износа ОС ― линейный и нелинейный.

Срок полезного использования по отношению к имуществу в бухучете нередко зависит от физических характеристик объекта. В НУ при определении этого показателя ориентируются на Классификацию ОС.

Еще одна причина возникновения расхождений ― амортизационная премия, которая позволяет списать часть потраченных средств сразу на текущие расходы. В бухгалтерском учете такое понятие отсутствует.

Бухгалтерский и налоговый учет при определении прибыли

Несмотря на то что методы определения расходов и доходов могут совпадать в учетах бухгалтерском и налоговом, итоговые расхождения в части определения прибыли возникают довольно часто. Случается это по причине, что не всякие расходы согласно НК можно учесть как уменьшающие налоговую базу. Тоже относится и к доходам.

К примерам расходов, не имеющим отношения к НУ, относятся следующие:

  • пени, штрафы;
  • суммы за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ;
  • взносы на добровольное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение;
  • добровольные членские взносы;
  • затраты по безвозмездной передаче имущества;
  • прочие.

К доходам, с величины которых налогообложение не происходит, относятся вклады участников, полученные таким образом имущественные права, безвозмездная помощь.

Вопросы по теме

1. Здравствуйте. Наша организация применяет ЕНВД. Налог платим вне зависимости от полученной прибыли. Какие данные нам отражать при составлении налогового учета?

Ответ. Все без исключения организации должны вести бухгалтерский учет вне зависимости от выбранного режима налогообложения. Учет формируется на основании первичных документов, совершенных операций. Если ваше предприятие подходит под определение малого, то вправе использовать кассовый метод в учете на ваше усмотрение, использовать упрощенные схемы учета. Составлять же бухгалтерский баланс необходимо ежегодно.

2. Здравствуйте. Я стала работать бухгалтером в нашей организации недавно, и у меня возник вопрос. Несмотря на то что в налоговом и бухгалтерском учете применяется лишь метод начисления, в прошлом году образовалась существенная разница между прибылью налоговой и бухгалтерской. Как такое возможно?

Порядок признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете при одинаковом методе начисления может быть одинаков. Однако не все расходы и доходы, имеющиеся в бухучете, могут быть признаны в целях налогообложения прибыли, даже не смотря на наличие подтверждающих документов.

3. Являюсь индивидуальным предпринимателем. Для развития бизнеса обратился за получением кредита в банк. Там мне предложили предоставить бухгалтерский баланс за прошлый год для оценки кредитоспособности. Так как у меня его нет, что я могу им предложить?

У ИП отсутствует обязанность по ведению бухучета. И даже при самостоятельном составлении бух.баланса налоговые органы вряд ли станут его заверять. Для подтверждения своего финансового состояния можете предъявить банку налоговые декларации, книгу учета доходов и расходов, прочие налоговые регистры.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Решение о внесение изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями Налогового кодекса предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Таким образом, главным вопросом организации налогового учета является проблема его взаимодействия с бухгалтерским учетом.

Организация рационального документооборота в структуре финансово-бухгалтерской службы и его автоматизация предусматривает необходимость максимального сближения двух систем учета, тем более что принципы, заложенные в самом определении налогового учета, его объектов, целей и регистров, имеют бухгалтерское начало. В идеале учетная политика для налогообложения должна базироваться на тех же исходных данных и методах расчета, что и учетная политика, принятая в бухгалтерском учете.

В организации налогового учета наиболее важным является вопрос, связанный с выбором регистров бухгалтерского и налогового учета. В новой редакции ст. 313 НК "Налоговый учет. Общие положения" указано, что если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК, то организация имеет право включать в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Существуют несколько основных условий, обеспечивающих минимизацию как автономных налоговых регистров, так и бухгалтерских регистров с дополнительными реквизитами.

Прежде всего, следует выбрать одинаковые способы ведения бухгалтерского и налогового учета, причем как вариантных, прописанных в учетной политике (например, линейный способ амортизации объектов основных средств), так и безвариантных (например, учет расходов на оплату услуг банка). При этом достаточно использовать только бухгалтерские регистры, а налоговые вообще можно не вести. В случае несовпадающих способов ведения учета (например, при учете представительских расходов) целесообразно применять отдельные регистры бухгалтерского и налогового учета.

Кроме того, важным моментом является обеспечение тождественности в классификации объектов учета, прежде всего по содержанию. Так, отсутствие в налоговом учете понятия "операционные расходы" не означает, что расходы на оплату услуг банка по-разному будут учитываться в бухгалтерском и налоговом учете. Несмотря на то, что в бухгалтерском учете эти расходы относятся к операционным расходам, а в налоговом учете - к внереализационным расходам, в обоих видах учета указанные расходы не относятся к расходам, связанным с реализацией продукции, товаров, работ и услуг. А вот различия в определении первоначальной стоимости основных средств или нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете в ряде случаев могут привести к тому, что организация, даже выбрав совпадающий для обоих видов учета способ начисления амортизации, вынуждена будет вести либо комбинированные, либо автономные регистры бухгалтерского и налогового учета как по формированию первоначальной стоимости объекта учета, так и по учету его амортизации.

В соответствии со ст. 314 НК аналитические регистры налогового учета - свободные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данного налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период в соответствии со статьей 315 НК составляется налогоплательщиком самостоятельно и должен содержать следующие данные:

1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:

1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав, за исключением выручки, указанной в подпунктах 2 - данного пункта;

2) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

4) выручка от реализации покупных товаров;

5) выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

6) выручка от реализации основных средств;

7) выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:

1) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за исключением расходов, указанных в подпунктах 2 - данного пункта.

При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со статьей 319 НК "Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных";

2) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

50. Налоговая документация, ее состав. Сроки хранения налоговой документации. Налоговая тайна.

НАЛОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - совокупность документов установленной формы, используемых в процессе налогообложения, где фиксируется последовательность начисления налога, сумма налога, а также размер налогового обязательства. К Н.д. относятся четыре разновидности документов: отчетно-расчетная Н.д.; сопутствующая Н.д.; учетно-налоговые регистры; извещения. Особенность Н.д. в отсутствии специальных первичных налоговых документов: основанием для ведения Н.д. являются, как правило, первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Отчетно-расчетная документация (налоговые расчеты и декларации) - документация, в которой фиксируется сумма налогового

обязательства. Документация подписывается руководителем и главным бухгалтером (декларация о совокупном годовом доходе - физическим лицом) и сдается в налоговую инспекцию поместу нахождения (или жительства) налогоплательщика. За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган расчетных документов предусмотрен штраф. Сопутствующая документация - документы, содержащие не основные данные, необходимые для исчисления налога, которые обосновывают и расшифровывают данные налоговых расчетов За некоторыми исключениями ответственность за непредставление сопутствующих документов налоговым законодательством не предусматривается. Учетно-налоговые регистры представляют собой сводные формы Н.д. на предприятии. Информация, содержащаяся в первичных документах бухгалтерского учета и необходимая для отражения в Н.д., должна накапливаться и систематизироваться в регистрах Н.д., разрабатываемых и утверждаемых МНС РФ, затем она обобщается за определенный налоговый период и переносится в налоговые расчеты. Примером налогового регистра может служить налоговая карточка физического лица, которую ведут в организациях в соответствии с Приложением № 7 к Инструкции МНС РФ № 35 от 29.06.95 г. по применению закона о подоходном налоге с физических лиц; книга доходов и расходов, которую ведут субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Извещения налоговых органов (требования об уплате налога, уведомление) - документы, вручаемые (высылаемые) налоговыми органами налогоплательщикам и содержащие сведения о сроке и размере налога, который необходимо уплатить. Как правило, такие извещения направляются физическим лица. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет. К ним относятся данные бухгалтерского и налогового учета, а также документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов и уплату (удержание) налогов. Аналогичное требование установлено для налоговых агентов (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Налоговая тайна — право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС, органами государственных внебюджетных фондов и ГТК. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 313 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

1) внешние;

2) внутренние.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.

С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учёта должны отражать:

1) порядок формирования сумм доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;

3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;

4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).

Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются:

Первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;

Аналитическими регистрами налогового учёта;

Расчётом налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах. Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Принципы налогового учета

В главе. 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учёта:

Принцип денежного измерения;

Принцип имущественной обособленности;

Принцип непрерывности деятельности организации;

Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности;

Принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта;

Принцип равномерности признания доходов и расходов.

Принцип денежного измерения сформирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежных и/или натуральных формах. Как следует из ст. 252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, в налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении. Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Доходы, выраженные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБРФ. В соответствии с принципом имущественной обособленности, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества.

Амортизируемым признаётся имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.

Согласно принципу непрерывности деятельности организации, учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации. Этот принцип используется при определении порядка начисления амортизации имущества. Амортизация имущества начисляется только в период функционирования организации и прекращается при её ликвидации или реорганизации.

Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Согласно ст. 271 НК РФ, доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). В соответствии со ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.

Ст. 313 НК РФ установлен принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта, согласно которому нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта.

Принцип равномерности признания доходов и расходов отражён в ст. 271 и 272 НК РФ. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Организация налогового учета на предприятии

В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком к учётной политике для целей налогообложения.

Налоговый учёт следует организовать так, чтобы данные обеспечивали возможность:

  • непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
  • систематизации указанных фактов (учёт доходов и расходов);
  • формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

В отличие от бухгалтерского учёта, где правила ведения учёта регламентированы ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учёта, для ведения налогового учёта не установлены жёсткие стандарты. Поэтому система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учёта.

Возможны два варианта ведения налогового учёта:

1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.

2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

Данная статья устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта. Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4) Определить объекты раздельно налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Источник - Налоговый учёт: учебное пособие / М.Н. Смагина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.

Неотъемлемой обязанностью бухгалтера является правильное и своевременное начисление, оформление и перечисление всех налоговых платежей.

Налоги и сборы представляют собой взимаемые с юридических и физических лиц обязательные платежи, предназначенные для финансирования государственных муниципальных расходов. Налоговые платежи имеют безвозмездный характер. Сборы являются платой за совершение соответствующими органами действий юридического характера: выдачу лицензий, предоставление каких-либо прав.

НК РФ устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также в НК предусмотрены такие системы налогообложения :

  • общая;
  • упрощенная;
  • патентная;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • единый налог на вменённый доход, установленный для отдельных видов деятельности.

Периодичность уплаты налогов и сдачи отчетности

Соблюдение сроков предоставления отчетности и позволит избежать штрафных санкций и дополнительных проверок деятельности предприятий со стороны налоговых органов. Как правило, даже в случае отсутствия и начислений предоставление отчетности обязательно.

Наименование налога (платежа) Ставки Сроки уплаты Сроки и вид предоставления отчетности
НДС 0% — при экспорте;10% — на продовольственные, детские товары, книжную продукцию, медицинские товары и др.;18% — на прочие товары и услуги. Ежеквартально, не позже 25 числа последующего после отчетного квартала месяца Декларация предоставляется в электронном виде ежеквартально, не позже 25 числа последующего после отчетного квартала месяца
9% — доходы от процентов по ряду государственных ценных бумаг;

10% — доходы нерезидентов-перевозчиков;

20% — основная ставка;

30% — прибыль иностранных компаний, прибыль от добычи углеводородного сырья в море, и др.

Ежеквартально, не позже 28 числа идущего после отчетного квартала месяца Декларация предоставляется ежеквартально, не позже 28 числа идущего после отчетного квартала месяца
9% — по дивидендам до 2015 г., процентам по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 2007 г.;

13% — базовая ставка для ФЛ, в том числе для доходов по дивидендам с 2015 г.;

15% — дивиденды ФЛ-нерезидентов;

30% — прочие доходы ФЛ-нерезидентов;

35% — от выигрышей, призов и пр.

В момент выплаты доходов Реестр ф. 2-ндфл предоставляется предприятиями ежегодно до 1 апреля идущего за отчетным года
Акцизы Твердые, адвалорные и комбинированные, дифференцированы по видам товаров Ежемесячно до 25 числа следующего за отчетным месяца, по прямогонному бензину и этиловому денатурированному спирту – до 25 числа 3-го месяца, идущего после отчетного Декларация подается каждый месяц до 25 числа следующего за отчетным месяца, по прямогонному бензину и этиловому спирту – до 25 числа 3-го месяца, идущего после отчетного
Взносы на обязательное социальное страхование 2,0-2,9% в зависимости от категории плательщиков Ежемесячно, до 15 числа последующего после выплаты месяца Отчетность по ф. 4-ФСС ежеквартально до 20 числа последующего после отчетного квартала месяца
Взносы на пенсионное обязательное страхование 22% Ежемесячно, до 15 числа месяца, идущего за месяцем выплаты Ежеквартальный отчет по ф. РСВ-1 до 15 числа 2-го месяца, идущего после отчетного квартала
Налог на имущество Рассчитывается на основе кадастровой стоимости Ежеквартально до 30 числа последующего после отчетного квартала месяца, за год – до 30 марта отчетного года Декларация предоставляется ежеквартально до 30 числа последующего после отчетного квартала месяца, за год – до 30 марта отчетного года
УСН 6% от дохода либо 15% от дохода за вычетом расходов Ежеквартально – авансовые платежи до 25 числа месяца, следующего после отчетного квартала Декларация ежегодно до 31 марта года, последующего за отчетным – для ООО, для ИП – до 30 апреля
Единый С/Х налог 6% от дохода за вычетом произведенных расходов За 1 полугодие – до 25 числа последующего за окончанием полугодия месяца, за год – до 31 марта последующего года Декларация ежегодно до 31 марта года, последующего за отчетным
ЕНВД 15% от суммы вменённого дохода Ежеквартально – авансовые платежи в срок до 25 числа последующего после отчетного квартала месяца Декларация ежеквартально до 20 числа последующего после отчетного квартала месяца
Патентная система 6% от размера потенциально возможного дохода При действии патента до 6 мес. – в полной сумме до момента окончания срока действия патента, более 6 мес. – 1/3 суммы налога в первые 90 дней, оставшиеся 2/3 – до окончания времени действия патента Предоставление декларации не предусмотрено

Счета для учёта уплаты налогов

Для отражения в учете операций по начислению, учёту и уплате налогов используются следующие счета:

  • отражает суммы НДС по приобретаемым организацией материальным ценностям: ОС, НМА, материально-производственным запасам.
  • учитывает все платежи по НДФЛ, налогам на недвижимость, транспортные средства, доходам от операций с ценными бумагами, добычи полезных ископаемых, экологическим сборам, сборам за использование природных ресурсов, и др.
  • служит для учета взносов на социальное страхование и обеспечение, медицинское страхование, взносов в Пенсионный фонд.
  • предназначен для учёта налоговых платежей, подлежащих возврату () после реализации продукции, прежде всего НДС и акцизов.
  • используется для отражения НДС и акцизов, относящихся к реализованным материальным и нематериальным активам, находившимся на балансе предприятия.
  • служит для учёта убытков предприятия, к которым относится уплаченный налог на прибыль, пени, штрафы за нарушения порядка и сроков начисления и уплаты.

Основные бухгалтерские проводки по налогам

  • — отражаем в бухучете и возвращаем из бюджета.
  • — оплата штрафа за просрочку налогов.
  • — региональный налог, которым облагаются некоторые виды ОС.
  • — налог, которым облагается транспортное имущество компании.
  • — оплачивается всеми собственниками земли, в том числе юридическими лицами.
  • — как учитывать данный вид налога в бухучете
  • — как платить налоги в ПФР, ФСС и ФОМС.
  • — как организации должны платить подоходный налог за сотрудников. Отражение НДФЛ в проводках.
  • — 34% за работников организации.

Налог на прибыль

  • — классификатор и основные проводки по начислению и уплате.
  • — если предприятие понесло убытки, их можно учесть к уменьшению базы налога на прибыль будущих периодов.
  • — что это такое и как отразить начисление и списание их в проводках.

НДС

  • — список главных типовых операций по начислению и уплате налога.
  • – операции по погашению налогового долга либо включение сумм налогов (уплаченных или подлежащих уплате) в состав затрат или убытков.
  • — учет налог при продаже товаров и услуг.
  • — уменьшаем базу НДС.
  • — как получить компенсацию по НДС из бюджета.
  • — как восстановить списанный ранее НДС.
  • — способ расчета и ставки по налогу.
  • — как произвести уплату и отразить в бухучете.
  • — как учесть авансовые суммы.
  • — особенности работы с экспортом.