Учёные, их вклад в развитие биологии. Леонардо как ученый Киевская анатомическая школа

Учёные, их вклад в развитие биологии. Леонардо как ученый Киевская анатомическая школа

Аристотель (384–322 до н. э.)

Аристотель - выдающийся древнегреческий учёный энциклопедист, философ и логик, основатель классической (формальной) логики. Считается одним из величайших гениев в истории и самым влиятельным философом древности. Сделал огромный вклад в развитие логики и естественных наук, особенно астрономии, физики и биологии. Хотя многие из его научных теорий были опровергнуты, они значительно поспособствовали поиску новых гипотез их объяснения.

Архимед (287–212 до н. э.)


Архимед - известный древнегреческий математик, изобретатель, астроном, физик и инженер. Как правило, считается величайшим математиком всех времён и одним из ведущих учёных классического периода античности. Среди его вклада в области физики - фундаментальные принципы гидростатики, статики и объяснение принципа действия на рычаг. Ему приписывают изобретение новаторских механизмов, включая осадные машины и винтовой насос, названый в его честь. Архимед также изобрёл спираль, которая носит его имя, формулы для расчёта объёмов поверхностей вращения и оригинальную систему для выражения очень больших чисел.

Галилео (1564–1642)


На восьмом месте в рейтинге самых великих учёных в истории мира находится Галилео - итальянский физик, астроном, математик и философ. Был назван «отцом наблюдательной астрономии» и «отцом современной физики». Галилео стал первым, кто использовал телескоп для наблюдений за небесными телами. Благодаря этому он сделал ряд выдающихся астрономических открытий, таких как открытие четырёх крупнейших спутников Юпитера, солнечных пятен, вращение Солнца, а также установил, что Венера меняет фазы. Ещё он изобрёл первый термометр (без шкалы) и пропорциональный циркуль.

Майкл Фарадей (1791–1867)


Майкл Фарадей - английский физик и химик, в первую очередь известен за открытие электромагнитной индукции. Фарадей также открыл химическое действие тока, диамагнетизм, действие магнитного поля на свет, законы электролиза. Ещё он изобрёл первый, хотя и примитивный электрический двигатель, и первый трансформатор. Ввёл термины катод, анод, ион, электролит, диамагнетизм, диэлектрик, парамагнетизм и др. В 1824 году открыл химические элементы бензол и изобутилен. Некоторые историки считают Майкла Фарадея лучшим экспериментатором в истории науки.

Томас Алва Эдисон (1847–1931)


Томас Алва Эдисон - американский изобретатель и бизнесмен, основатель престижного научного журнала Science. Считается одним из самых плодовитых изобретателей своего времени с рекордным количеством выданных патентов на его имя - 1093 в США и 1239 в других странах. Среди его изобретений - создание в 1879 году электрической лампы накаливания, системы распределения электроэнергии потребителям, фонографа, усовершенствование телеграфа, телефона, киноаппаратуры и т. д.

Мари Кюри (1867–1934)


Мария Склодовская-Кюри - французский физик и химик, педагог, общественный деятель, пионер в области радиологии. Единственная женщина лауреат Нобелевской премии в двух различных областях науки - физики и химии. Первая женщина профессор, преподающая в университете Сорбонна. Её достижения включают разработку теории радиоактивности, методы разделения радиоактивных изотопов и открытие двух новых химических элементов - радия и полония. Мари Кюри является одним из изобретателей, которые погибли от своих изобретений .

Луи Пастер (1822–1895)


Луи Пастер - французский химик и биолог, один из основателей микробиологии и иммунологии. Открыл микробиологическую суть брожения и многих болезней человека. Инициировал новый отдел химии - стереохимии. Наиболее важным достижением Пастера считаются работы по бактериологии и вирусологии, в результате которых были созданы первые вакцины против бешенства и сибирской язвы. Его имя широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации. Все работы Пастера стали ярким примером сочетания фундаментальных и прикладных исследований в области химии, анатомии и физики.

Сэр Исаак Ньютон (1643–1727)


Исаак Ньютон - выдающийся английский физик, математик, астроном, философ, историк, исследователь Библии и алхимик. Является первооткрывателем законов движения. Сэр Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, заложил основы классической механики, сформулировал принцип сохранения импульса, заложил основы современной физической оптики, построил первый телескоп-рефлектор и развил теорию цвета, сформулировал эмпирический закон теплообмена, построил теорию скорости звука, провозгласил теорию о происхождении звёзд и многие другие математические и физические теории. Ньютон также стал первым, кто математически описал явление приливов.

Альберт Эйнштейн (1879–1955)


Второе место в списке самых великих учёных в истории мира занимает Альберт Эйнштейн - немецкий физик еврейского происхождения, один из величайших физиков-теоретиков ХХ века, создатель общей и специальной теории относительности, открыл закон взаимосвязи массы и энергии, а также многих других значительных физических теорий. Победитель Нобелевской премии по физике в 1921 году за открытие закона фотоэлектрического эффекта. Автор более 300 научных работ по физике и 150 книг и статей в области истории, философии, публицистики и др.

Никола Тесла (1856–1943)


Самым великим учёным всех времён считается Никола Тесла - сербский и американский изобретатель, физик, инженер-электромеханик, известный своими достижениями в области переменного тока, магнетизма и электротехники. В частности, ему принадлежат изобретения переменного тока, полифазовои системы и электродвигателя с переменным током. Всего же Тесла является автором около 800 изобретений в области электро- и радиотехники, в их числе первые электрические часы, двигатель на солнечной энергии, радио и т. д. Был ключевой фигурой при построении первой гидроэлектростанции на Ниагарском водопаде.

До XIX века понятия «биология» не существовало, а тех, кто занимался изучением природы, называли естествознателями, натуралистами. Сейчас этих ученых именуют родоначальниками биологических наук. Вспомним, кто были отечественные ученые-биологи (и их открытия кратко опишем), повлиявшие на развитие биологии как науки и положившие начало новым её направлениям.

Вавилов Н.И. (1887-1943)

Наши ученые-биологи и их открытия известны всему миру. Среди самых знаменитых - Николай Иванович Вавилов, советский ботаник, географ, селекционер, генетик. Родился в купеческой семье, получил образование в сельскохозяйственном институте. В течение двадцати лет руководил научными экспедициями, изучающими растительный мир. Он объездил практически весь земной шар, за исключением Австралии и Антарктиды. Собрал уникальную коллекцию семян различных растений.

В ходе своих экспедиций ученый выявил очаги зарождения культурных растений. Он предположил, что существуют некие центры их происхождения. Внес огромный вклад в изучение иммунитета растений и выявил что позволило установить закономерности в эволюции растительного мира. В 1940 году ботаник был арестован по сфабрикованному обвинению в растрате. Умер в тюрьме, посмертно реабилитирован.

Ковалевский А.О. (1840-1901)

В ряду первооткрывателей достойное место занимают отечественные ученые-биологи. И их открытия повлияли на развитие мировой науки. Среди всемирно известных исследователей беспозвоночных - Александр Онуфриевич Ковалевский, эмбриолог и биолог. Получил образование в Санкт-Петербургском университете. Изучал морских животных, предпринимал экспедиции на Красное, Каспийское, Средиземноморское и Адриатическое моря. Создал Севастопольскую морскую биостанцию и долгое время был её директором. Внес огромный вклад в аквариумистику.

Александр Онуфриевич изучал эмбриологию и физиологию беспозвоночных. Он был сторонником дарвинизма и изучал механизмы эволюции. Проводил исследования в области физиологии, анатомии и гистологии беспозвоночных. Стал одним из создателей эволюционной эмбриологии и гистологии.

Мечников И.И. (1845-1916)

Наши ученые биологи и их открытия были по достоинству оценены в мире. Илья Ильич Мечников 1908 году стал лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины. Мечников родился в семье офицера, образование получил в Харьковском университете. Открыл внутриклеточное пищеварение, клеточный иммунитет, доказал с помощью методов эмбриологии общее происхождение позвоночных и беспозвоночных.

Работал над вопросами эволюционной и сравнительной эмбриологии и вместе с Ковалевским стал родоначальником этого научного направления. Труды Мечникова имели большое значение в борьбе с инфекционными заболеваниями, тифом, туберкулезом, холерой. Ученого занимали процессы старения. Он полагал, что преждевременную смерть вызывает отравление микробными ядами и пропагандировал гигиенические способы борьбы, большую роль отводил восстановлению микрофлоры кишечника с помощью кисломолочных продуктов. Ученый создал русскую школу иммунологии, микробиологии, патологии.

Павлов И.П. (1849-1936)

Какой вклад в изучение высшей нервной деятельности внесли отечественные ученые биологи и их открытия? Первым русским нобелевским лауреатом в области медицины стал Павлов Иван Петрович за работу о физиологии пищеварения. Великий русский биолог и физиолог стал создателем науки о высшей нервной деятельности. Он ввел понятие о безусловных и условных рефлексах.

Ученый происходил из семьи священнослужителей и сам окончил рязанскую духовную семинарию. Но на последнем курсе прочел книгу И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга и увлекся биологией и медициной. Он изучал физиологию животных в Петербургском университете. Павлов с помощью хирургических методов 10 лет подробно изучал физиологию пищеварения и за эти исследования получил Нобелевскую премию. Следующей областью интересов стала высшая нервная деятельность, изучению которой он посвятил 35 лет. Он ввел основные понятия науки о поведении - условный и безусловный рефлексы, подкрепление.

Кольцов Н.К. (1872-1940)

Продолжаем тему «Отечественные ученые-биологи и их открытия». Николай Константинович Кольцов - биолог, основатель школы экспериментальной биологии. Родился в семье бухгалтера. Окончил Московский университет, где изучал сравнительную анатомию и эмбриологию, собирал научный материал в европейских лабораториях. Организовал лабораторию экспериментальной биологии при Народном университете имени Шанявского.

Изучал биофизику клетки, факторы, определяющие её форму. Эти работы вошли в науку под названием «принцип Кольцова». Кольцов - один из в России, организатор первых лабораторий и кафедры экспериментальной биологии. Ученый основал три биостанции. Стал первым русским ученым, который использовал физико-химический метод в биологических исследованиях.

Тимирязев К.А. (1843-1920)

Отечественные ученые биологи и их открытия в области физиологии растений внесли вклад в развитие научных основ агрономии. Тимирязев Климент Аркадьевич был естествоиспытателем, исследователем фотосинтеза и пропагандистом идей Дарвина. Ученый происходил из дворянского рода, окончил Петербургский университет.

Тимирязев изучал вопросы питания растений, фотосинтез, засухоустойчивость. Ученый занимался не только чистой наукой, но и придавал большое значение практическому применению исследований. Он заведовал опытным полем, где испытывал различные удобрения и фиксировал их воздействие на урожай. Благодаря этим исследованием сельское хозяйство значительно продвинулось по пути интенсификации.

Мичурин И.В. (1855-1935)

Ученые-биологи России и их открытия значительно повлияли на сельское хозяйство и садоводство. Иван Владимирович Мичурин - и селекционер. Его предки были мелкопоместными дворянами, от них ученый перенял интерес к садоводству. Ещё в раннем детстве он ухаживал за садом, многие деревья в котором были привиты его отцом, дедом и прадедом. Селекционную работу Мичурин начал в арендованном запущенном поместье. За период своей деятельности вывел более 300 сортов культурных растений, в том числе и адаптированных к условиям центральной полосы России.

Тихомиров А.А. (1850-1931)

Русские ученые биологи и их открытия помогали развивать новые направления в сельском хозяйстве. Александр Андреевич Тихомиров - биолог, доктор зоологии и ректор Московского университета. В Санкт-Петербургском университете получил юридическое образование, но заинтересовался биологией и получил второе высшее в Московском университете на отделении естественных наук. Ученый открыл такое явление, как искусственный партеногенез, один из важнейших разделов в индивидуальном развитии. Внес большой вклад в развитие шелководства.

Сеченов И.М. (1829-1905)

Тема «Известные ученые биологи и их открытия» будет неполной без упоминания Ивана Михайловича Сеченова. Это знаменитый русский биолог-эволюционист, физиолог и просветитель. Родился в семье помещика, образование получил в Главном инженерном училище и Московском университете.

Ученый исследовал головной мозг и обнаружил центр, вызывающий торможение центральной нервной системы, доказал влияние мозга на мышечную деятельность. Написал классический труд «Рефлексы головного мозга», где сформулировал мысль, что акты сознательные и бессознательные совершаются в виде рефлексов. Представил мозг как компьютер, который управляет всеми процессами жизнедеятельности. Обосновал дыхательную функцию крови. Ученый создал отечественную школу физиологии.

Ивановский Д.И. (1864-1920)

Конец XIX - начало XX века - время, когда творили великие русские ученые-биологи. И их открытия (таблица любого объема не смогла бы вместить их перечень) способствовали развитию медицины и биологии. В их числе и Дмитрий Иосифович Ивановский - физиолог, микробиолог и родоначальник вирусологии. Получил образование в Петербургском университете. Ещё во время учебы проявил интерес к заболеваниям растений.

Ученый предположил, что заболевания вызываются мельчайшими бактериями или токсинами. Сами вирусы увидели с помощью электронного микроскопа только через 50 лет. Именно Ивановского считают родоначальником вирусологии как науки. Ученый изучал процесс спиртового брожения и влияние на него хлорофилла и кислорода, почвенную микробиологию.

Четвериков С.С. (1880-1959)

Русские ученые-биологи и их открытия внесли большой вклад в развитие генетики. Четвериков Сергей Сергеевич родился ученый в семье фабриканта, образование получил в Московском университете. Это выдающийся генетик-эволюционист, организовавший изучение наследственности в популяциях животных. Благодаря этим исследованиям ученый считается основоположником эволюционной генетики. Он положил начало новой дисциплине - генетике популяций.

Вы ознакомились со статьей «Известные отечественные ученые биологи и их открытия». Таблица их достижений может быть составлена на основе предложенного материала.

П.Л. Капица

РОЛЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО
В РАЗВИТИИ НАУКИ

Доклад на открытии Международного коллоквиума, посвященного 100-летию со дня рождения Э Резерфорда.
Москва, 20 августа 1971 г.
См.: Техника - молодежи. 1972. № 1. С. 14-15.

Мне особенно приятно иметь честь открыть этот коллоквиум, так как не только как ученый я преклоняюсь перед фундаментальным вкладом, сделанным Резерфордом в познание радиоактивности и строения атома, но также потому, что мне посчастливилось быть среди его учеников. В развитии моей научной работы я многим обязан его доброму ко мне отношению. За 13 лет, проведенных мною в Кавен-дишской лаборатории, я многому научился от него, и не только как от большого ученого, но и как от руководителя и организатора одной из самых выдающихся школ физики своего времени.

Сейчас собравшиеся здесь ученые сделают ряд интересных докладов о Резер-форде. Большинство из этих докладов будет сделано сотрудниками Резерфорда, которые, как и я, начали свою научную карьеру в Кавендишской лаборатории; мы услышим доклады Аллибона, Фезера, Льюиса, Шенберга. Нас осталось уже мало. и, к сожалению, не смогли приехать ни Блэкетт, ни Чадвик, ни Олифант, ни Эллис. Они примут участие в юбилее, который будет происходить в октябре в Англии - в Королевском обществе в Лондоне и в Кембриджском университете.

Открывая сегодняшнее собрание, в своем докладе я не буду говорить о Резерфорде ни как об ученом, ни как об учителе, но я хочу на примере деятельности Резерфорда коснуться одного более общего вопроса - роли большого ученого-творца в развитии науки.

Этот вопрос ставился уже не раз, так как он имеет важное значение в организации науки. В упрощенной форме этот вопрос заключается в следующем: наука -это познание человеком законов природы; эти законы едины, поэтому путь развития науки предопределен, и ни один человек не может его изменить. Следовательно, гений Резерфорда, как и других больших ученых, не может менять пути развития науки. Но если это так, то, может быть, гениального человека можно заменить коллективом менее способных людей и при этом успех их научной работы в полной мере может быть обеспечен ее хорошей организацией, т.е. заменить качество количеством? При высказывании такого мнения отмечалось, что на практике это и проще, и надежнее, чем возиться с гениями, которые к тому же часто бывают непокладистыми людьми.

Такую точку зрения мне приходилось слышать от очень ответственных общественных деятелей. В ней есть доля правды, так как хорошо организованные институты, несомненно, способствуют развитию науки, но я не думаю, что научные институты могут успешно работать без крупных руководителей и ведущих ученых. Например, из истории хорошо известно, что войскам без хорошего полководца не удается успешно побеждать. Вопрос, который следует разобрать, - может ли армия ученых успешно завоевывать природу без своих крупных полководцев?

Как известно, развитие науки заключается в нахождении новых явлений при роды и в открытии тех законов, которым они подчиняются. Чаще всего это осуществляется благодаря тому, что находят новые методы исследования. Создание чего-либо нового, до этого не существовавшего, мы относим к творческой деятельности человека, и это признается наиболее высокой духовной деятельностью людей. Одаренность к творческой деятельности и определяет талантливость человека, и не только как ученого, но также писателя, художника, музыканта и даже полководца и государственного деятеля.

Значимость творческого таланта хорошо иллюстрируется следующим примером, который, насколько мне известно, был еще давно предложен Джинсом. Положим, у нас есть х - число пишущих машинок и за каждой машинкой сидит обезьяна, умеющая только ударять по клавишам, т.е. существо, полностью лишенное творческих способностей в области литературы. Спрашивается: каково должно быть число таких машинок-обезьян, чтобы одной из них посчастливилось написать, скажем "Гамлета", т.е. одно из самых выдающихся произведений мировой литературы, созданное гением Шекспира? Задача решается просто. Вот ее решение. Положим, при использовании всех клавиш и регистров современной машинки, чтобы первая буква была правильна, нужно 100 независимых ударов обезьянами и такое же число машинок. Тогда, чтобы п начальных букв совпали с текстом "Гамлета", число обезьян х = 100 n = 10 2n . Таким образом, получаем довольно неожиданный результат.

Чтобы совпали только первые 40 букв, т.е. меньше первой строчки текста "Гамлета", число обезьян х должно быть около 10 80 , а это - число атомов во всей Вселенной, такой, как она представляется современным астрономам.

Конечно, задача таким путем еще не полностью решена, напечатанное обезьянами нужно еще прочесть и найти искомый текст. Чтобы осмыслить напечатанное, нужен человеческий ум, хотя бы и без творческих способностей, но умеющий критически оценить литературное качество напечатанного.

Приведенная задача, конечно, нереальна, никто не предполагает создавать научные институты из обезьян, но все же эта задача хорошо иллюстрирует необходимость тщательного подбора сотрудников научных институтов из людей с творческим дарованием, так как в науке каждый плохо осмысленный поиск почти сразу, как и в случае с обезьянами, понижает вероятность успешного решения поставленной задачи до нуля.

Если бы мы умели определять творческие способности человека количественно, то мы могли бы решать важную задачу при организации науки, а именно предопределять возможность решения той или иной научной проблемы в зависимости от качества творческих способностей подобранных кадров. Пока, к сожалению, мы не умеем количественно решать такие задачи. Но житейский опыт показывает, что успех работы научного института полностью зависит от творческих качеств подобранного коллектива. Математики сказали бы, что, как и в случае с обезьянами, эта зависимость является экспоненциальной функцией, при этом в показатель степени должны входить творческие способности всего коллектива; этот показатель велик, и поэтому достаточно небольшого его понижения, чтобы творческая деятельность научного учреждения почти сразу становилась никчемной. Но также справедливо и обратное - появление даже одного крупного ученого сразу будет сильно повышать эффективность деятельности всего коллектива.

Действительно, история науки показывает, как хорошо подобранная школа научных работников (обычно она создается крупным ученым) исключительно эффективно двигает науку вперед. Ярким примером такой школы была школа, созданная Резерфордом в Кавендишской лаборатории.

Рассматривая эффективность деятельности научного учреждения, не следует упускать еще один существенный фактор, необходимый для успешной творческой деятельности людей как науки, так и искусства, - это здоровая общественная оценка творческих достижений. В задаче Джинса это соответствует тому, что нужны еще компетентные люди, которые умели бы отбирать тексты, написанные обезьянами, по их литературным качествам.

Поэтому эффективная творческая работа как в науке, так и в искусстве невозможна без участия широкой культурной общественности.

Я хотел в связи с этим напомнить об одном разительном историческом примере, об исключительно высоких достижениях творческой деятельности людей, но не в области науки, а в области искусства в эпоху Возрождения в Италии.

Перед искусствоведами-историками давно стоит вопрос: почему в Италии, тогда небольшой стране, и на сравнительно коротком промежутке времени почти сразу появился ряд выдающихся художников, как Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Леонардо, Корреджо, Ботичелли, Тинторетто и другие? В дальнейшие пять веков нигде больше такой плеяды гениев не возникало. Спрашивается, является ли это следствием счастливой случайности или это проявление исторической закономерности? Я думаю, что в своем замечательном труде "Философия искусства" Тэн дает правильное объяснение причин появления этой гениальной плеяды. Он показывает, что в эпоху Возрождения творческие таланты могли так успешно развиваться благодаря существовавшему тогда отношению общественности к искусству. В экономически процветающей Италии в силу исторически сложившихся обстоятельств появилась широкая общественность, которая умела высоко ценить изобразительное искусство, правильно его понимала и поддерживала наиболее талантливых его представителей.

Аналогично, плеяда выдающихся ученых-физиков, как Максвелл, Рэлей, Томсон, Резерфорд, которые один за другим руководили Кавендишской лабораторией Кембриджского университета, не могла бы возникнуть, если бы там, и вообще в Англии в то время, не существовало культурной научной общественности, правильно оценивающей и поддерживающей деятельность ученых.

Исторический опыт показывает, что число людей, обладающих достаточными творческими способностями, чтобы оказывать заметное влияние на развитие как науки, так и искусства, очень мало. Это видно, например, из отношения числа научных работ, которые печатаются, к числу научных работ, которые действительно оказали влияние на развитие науки. То же относится к числу написанных художниками картин, тех, которые можно назвать произведениями искусства. Маркс объяснил исключительно высокую стоимость шедевров больших мастеров тем, что в их цену входят расходы на все то большое количество написанных картин, которые не имеют художественной ценности. Такой же жесткий отбор достойных произведений происходит и в литературе, и в музыке.

Очевидно, чтобы в стране успешно развивались наука и искусство, должен существовать большой набор научных работ и произведений искусства, чтобы из них происходил отбор той небольшой части, которая только и двигает науку и развивает художественную культуру. Для этого отбора и должно существовать здоровое общественное мнение, которое могло бы справедливо и квалифицированно оценивать лучшие работы.

Поэтому здоровая организация науки в стране обеспечивается не только хорошими условиями для научной работы, но и созданием условий для правильной оценки результатов этой работы. Теперь во всех странах это лучше всего обеспечивается специальными общественными органами, как академии наук, научные общества, научные советы и пр. Благодаря интернациональному значению науки стала возможной более объективная оценка путем создания международного обществен ного мнения. Это достигается широким общением ученых на симпозиумах, конгрессах, переводом научных статей на иностранные языки и др.

Сейчас с увеличением роли науки в развитии техники, хозяйства и культуры страны научные работы стали поглощать заметную долю государственных расходов, и эффективная организация научных работ становится крупной государственной проблемой.

Организации науки нельзя давать развиваться стихийно, нужно изучать закономерности развития коллективной научной работы, мы должны уметь отбирать творчески талантливых людей. И это должно делаться на основании изучения опыта деятельности больших ученых и больших организаторов научной работы, каким и был Резерфорд.

Самое важное и трудное в организации науки - это отбор действительно наиболее творчески одаренной молодежи и создание тех условий, при которых ее талант мог бы быстро развернуться в полную меру. Для этого нужно уметь оценивать творческие способности у молодежи, когда она только начинает свою научную работу. Основная ошибка, которая тут нередко делается, - это то, что у молодежи ее познавательные способности и эрудиция часто принимаются за творческие качества.

В биографии Резерфорда есть один поучительный эпизод. Когда он был еще начинающим ученым в Новой Зеландии, там делался отбор из оканчивающих университет с тем, чтобы наиболее одаренному дать степендию для продолжения научной работы в Кембридже. Я не помню, кто был первым кандидатом, но Резерфорд был выбран вторым. Как известно, только случайно первый кандидат не поехал и поехал Резерфорд. Из истории науки известно, что такие ошибки в отборе делаются часто, и обычно их причина лежит в недостаточном умении оценивать творческие качества начинающего ученого и в преувеличенной оценке его способностей заучивать фактический материал.

Изучение ранних работ такого большого ученого, как Резерфорд, с этой точки зрения имеет большой интерес, так как показывает генезис развития его творческих качеств. Эти работы теперь почти забыты, поскольку методы, которыми они были сделаны, теперь устарели и количественные результаты теперь во много раз точнее. Но какой важный материал они дают, чтобы видеть, как проявлялся творческий талант Резерфорда!

Изучая эти работы, видим, что с самого начала его деятельности Резерфорда нельзя отнести к ученым с большой эрудицией. Но его творческое воображение и смелость в построении научных гипотез, интуитивное чутье являлись главными факторами, определившими успех в его научных изысканиях.

Конечно, теперь все это хорошо известно по тем фундаментальным открытиям, которые сделаны Резерфордом. Главная трудность задачи, стоящей перед организатором науки, - это уметь обнаружить талант у таких ученых, как Резерфорд, когда они еще молоды.

Сейчас сравнительно мало интересуются оригинальными работами великих классиков науки. Обычно знакомятся с их достижениями в учебниках, монографиях, энциклопедиях. Конечно, с познавательной целью это вполне оправдано, но для ученого, которому предстоит стать руководителем молодежи, организатором научной работы коллектива, главным фактором, обеспечивающим успех его деятельности, явится отбор кадров по их творческим качествам. Одним из наиболее действенных путей для того, чтобы научиться оценивать творческие способности молодежи, является изучение оригинальных работ больших ученых. Этим нельзя пренебрегать. Меня лично знакомство с работами таких ученых, как Максвелл, Рэлей, Кюри, Лебедев, научило многому, и, кроме того, это доставляет еще эстетическое наслаждение. Проявления творческого таланта человека всегда красивы, и ими нельзя не любоваться! Мой жизненный опыт показывает, что в оценке творческих качеств молодых ученых и проявляется основной талант руководителя научного института. Без этих способностей ученый не может подобрать сильный научный коллектив для своей школы.

Несомненно, Резерфорд был одним из самых одаренных организаторов науки, и его главный талант состоял в умении отбора молодых ученых по их творческим способностям. Резерфорд умел также правильно оценить характер способностей ученого, что исключительно важно для успешного развития его творческого дарования.

Отвечая на вопрос, поставленный в начале о роли личности в развитии науки, и подводя итог сказанному, приходим к заключению, что хотя путь науки предопределен, но движение по этому пути обеспечивается только работами очень небольшого числа исключительно одаренных людей. Качество отбора творчески одаренных ученых и есть основной фактор, обеспечивающий высокий уровень развития науки. Очень важно для успешного развития науки создание благоприятных условий для развития природных талантов ученого, для этого надо делать творческую работу привлекательной. Это следует делать общественным организациям, которые, давая правильные оценки достижениям ученых, также давали бы им почувствовать, что их деятельность нужна и полезна человечеству. В науке общественную оценку следует делать в интернациональном масштабе, поскольку научные достижения принадлежат всему человечеству.

Такие люди, как Резерфорд, перестают быть только национальной гордостью того государства, где они родились и работали, они становятся гордостью всего человечества.

АРРЕНИУС Сванте (19.11.1859-02.Х. 1927) родился в Швеции в име­нии Вейк, недалеко от Упсалы, где его отец служил управляющим. Окончил в 1878 г. Упсальский университет и получил степень кандидата философии. В 1881 -1883 гг. занимался у профессора Э. Эдлунда в Физическом институте академии наук в Стокгольме, где наряду с другими проблемами изучал проводимость очень разбавленных растворов солей.

В 1884 г. Аррениус защитил диссертацию на тему «Исследование проводимости электролитов». По его словам, она была преддверием теории электролитической диссоциации. Работа не получила той высокой оценки, которая открыла бы Аррениусу возможность стать доцентом физики в Упсальском университете. Но восторженный отзыв немецкого физикохимика В.Оствальда и особенно его визит к Аррениусу в Упсалу склонили университетское начальство учредить доцентуру по физической химии и предоставить ее Аррениусу. Он проработал в Упсале год.

По рекомендации Эдлунда в 1885 г. Аррениусу была предоставлена заграничная командировка. В это время он стажировался у В. Оствальда в Рижском политехническом институте (1886), Ф. Кольрауша в Вюрцбурге (1887), Л. Больцмана в Граце (1887), Я. Вант-Гоффа в Амстердаме (1888).

Под влиянием Вант-Гоффа Аррениус заинтересовался вопросами химической кинетики - учения о химических процессах и законах их протекания. Он высказал мнение, что скорость химической реакции не определяется числом столкновений между молекулами в единицу времени, как считали в то время. Аррениус утверждал (1889), что лишь малая часть столкновений приводит к взаимодействию между молекулами. Он высказал предположение: для того чтобы произошла реакция, молекулы должны обладать энергией, превышающей ее среднее значение при данных условиях. Эту дополнительную энергию он назвал энергией активации данной реакции. Аррениус показал, что число активных молекул возрастает с увеличением температуры. Установленную зависимость он выразил в виде уравнения, которое называют теперь уравнением Аррениуса и которое стало одним из основных уравнений химической кинетики.

С 1891 г. Аррениус преподает в Стокгольмском университете. В 1895 г. он стал профессором, а в 1896-1902 гг. был ректором этого университета.

С 1905 по 1927 г. Аррениус - директор Нобелевского института (Стокгольм). В 1903 г. он был удостоен Нобелевской премии «в признание особого значения теории электролитической диссоциации для развития химии».

Аррениус был членом академий многих стран, в том числе Петербургской (с 1903 г.), почетным членом Академии наук СССР (1926).

БАХ Алексей Николаевич (17.111.1857-13.VJ946) - биохимик и революционный деятель. Родился в Золотоноше, небольшом городке Полтавской губернии, в семье техника-винокура. Окончил Киевскую Вторую классическую гимназию, учился в Киевском университете (1875-1878); был исключен из университета за участие в политических сходках и сослан в Белозерск Новгородской губернии. Затем по болезни (обнаружился туберкулезный процесс в лёгких) его перевели в Бахмут Екатеринославской губернии.


В 1882 г., вернувшись в Киев, восстановился в университете. Но уже практически не занимался научной работой, полностью посвятив себя революционной деятельности (был одним из создателей киевской организации «Народная воля»). В 1885 г. вынужден эмигрировать за границу.

Первый год пребывания в Париже был, очевидно, самым тяжелым в его жизни. Только к концу года он смог наконец-то найти работу: переводил статьи для журнала «Монитер сиентифик» («Научный вестник»). С 1889г. стал постоянным сотрудником этого журнала, делая обзоры по химической промышленности и патентам.

В 1887 г. резко обострился туберкулезный процесс. Состояние Баха было очень тяжелым. Он вспоминал впоследствии, что один из членов редакции журнала «Монитер сиентифик» даже заранее подготовил некролог. Его выходили друзья - студенты-медики. В 1888 г. по настоянию врачей поехал в Швейцарию. Здесь познакомился с 17-летней А. А. Червен-Водали, которая тоже лечилась от туберкулеза легких. В 1890 г. они поженились, несмотря на возражения отца невесты. (Как пишет Л. А. Бах: «...старик Червен-Водали никак не хотел согласиться на то, чтобы его дочь-дворянка вышла замуж за человека мещанского происхождения, неокончившего курса студента, революционера, государственного преступника...»)

С 1890 г. благодаря счастливой встрече с Полем Шюценберже (руководителем кафедры неорганической химии в Коллеж де Франс, президентом Французского химического общества) А.Н. Бах начал работать в Коллеж де Франс, основанном в 1530 г., центре свободного научного творчества в Париже. В нем работали и читали лекции многие выдающиеся ученые, например Андре Мари Ампер, Марселей Бертло, позднее Фредерик Жолио-Кюри. Для того чтобы вести в нем исследования, не требуется никаких дипломов. Работа там в то время не оплачивалась и не давала никаких прав на получение ученых степеней.

В Коллеж де Франс Бах выполнил первые экспериментальные исследования, посвященные изучению химизма ассимиляции углекислоты зелеными растениями. Здесь он проработал до 1894 г. В 1891 г. с женой несколько месяцев провел в США - вводил на винокуренных заводах округа Чикаго усовершенствованный способ брожения. Но за проведенную работу заплатили меньше, чем полагалось по договору. Попытки устроиться на работу в другом месте не увенчались успехом, и супруги вернулись в Париж.

В Париже Бах продолжил работу в Коллеж де Франс и журнале. После ареста полицией в Париже вынужден был переехать в Швейцарию. В Женеве прожил с 1894 по 1917 г. С одной стороны, этот город ему подходил климатически (из-за периодически обострявшегося процесса в легких врачи рекомендовали ему жить в теплом и мягком климате). С другой стороны вые приехал В. И. Ленин и потом бывал неоднократно. Кроме того, в Женеве находился университет с естественными факультетами и громадной библиотекой.

Бах устроил себе здесь домашнюю лабораторию, в которой провел многочисленные эксперименты, посвященные пероксидным соединениям и их роли в окислительных процессах в живой клетке. Частично эти работы он выполнил совместно с ботаником и химиком Р. Шода, работавшим в Женевском университете. Бах продолжил также сотрудничество с журна­лом «Монитер сиентифик».

Научные исследования Баха принесли ему мировую известность. С уважением к нему отнеслись и ученые Женевского университета: он участвовал в заседаниях кафедры химии, был избран в состав Женевского общества физических и естественных наук (а в 1916 г. его избрали председателем). В начале 1917 г. Лозаннский университет присудил Баху почетную степень доктора honoris causa (по совокупности работ). «Honoris causa» - это одна из видов присуждения почетной ученой степени (перевод с лат. - «ради почета»).

Вскоре в России произошла революция, и Бах сразу же вернулся на Родину. В 1918 г. организовал в Москве, в Армянском переулке, Центральную химическую лабораторию при ВСНХ РСФСР. В 1921 г. она была преобразована в Химический институт им. Л. Я. Карпова (с 1931 г. - Физико-химический институт им. Л. Я. Карпова). Директором этого института ученый оставался до конца своей жизни.

Бах считал необходимым проводить специальные биохимические исследования в рамках решения проблем медицинской химии. Поэтому по его инициативе в 1921 г. в Москве был открыт первый в Советской России Биохимический институт Наркомздрава (на Воронцовом поле), куда перешла группа сотрудников из Физико-химического института. Исследования были направлены в основном на удовлетворение практических нужд медицины и ветеринарии. В институте работали четыре отдела: обмена веществ, энзимологии, биохимии микробов и биохимических методик. Здесь Бах вел исследования в следующих направлениях: первый цикл работ касался изучения ферментов крови, второй - продуктов распада белков в сыворотке крови. В совокупности эти исследования ориентировались на создание методов диагностики различных болезней. Одновременно он занялся изучением проблемы «внутренних секреций», связанной с обменом веществ в организме и особенно актуальной для постановки и решения вопроса образования ферментов в процессе эмбрионального развития живого организма. Это направление работ в основном развивалось в институте уже после смерти Баха.

В 1926 г. Бах удостоен премии им. В. И. Ленина, а в 1929 г. избран в действительные члены Академии наук СССР.

При непосредственном содействии Баха биохимические исследования в нашей стране развивались достаточно энергично. Возникла настоятель­ная необходимость в создании еще одного научного центра, способного координировать всю деятельность в стране, в области биохимии. Таким центром стал организованный А. Н.- Бахом совместно с его учеником и сотрудником А. И. Опариным новый Институт биохимии АН СССР, открытие которого состоялось в начале 1935 г.

Бах награжден Государственной премией СССР (1941). В 1944 г. его имя было присвоено Институту биохимии АН СССР. В 1945 г. Бах удостоен звания Героя Социалистического Труда «за выдающиеся заслуги в области биохимии, в частности за разработку теории реакции медленного окисления и химии ферментов, а также за создание научной биохимической школы».

БУТЛЕРОВ Александр Михайлович (15.IX. 1828-17.VIII. 1886) родился в Чистополе Казанской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Мать Бутлерова умерла через несколько дней после рождения единственного сына. Первоначально учился и воспитывался в частном пансионе при первой казанской гимназии. Затем в течение двух лет, с 1842 по 1844 г., был гимназистом, а в 1844 г. поступил в Казанский университет, который и закончил через пять лет.

Бутлеров рано, уже 16-летним юношей, увлекся химией. В университете его учителями по химии были К.К. Клаус, изучавший свойства металлов платиновой группы, и Н.Н. Зинин, ученик знаменитого немецкого химика Ю. Либиха, успевший к 1842 г. прославиться открытием реакции получения анилина путем восстановления нитробензола. Именно Зинин укрепил в Бутлерове интерес к химии. В 1847 г. Зинин переехал в Петербург, и Бутлеров в какой-то мере изменил химии, серьезно занявшись энтомологией, коллекционированием и изучением бабочек. В 1848 г. за работу «Дневные бабочки волго-уральской фауны» Бутлерову была присуждена степень кандидата естественных наук. Но на последних курсах университета Бутлеров вновь возвратился к химии, что произошло не без влияния Клауса, и по окончании университета был оставлен преподавателем химии. Самые первые работы ученого в области органической химии были преимущественно аналитического характера. Но начиная с 1857 г. он твердо становится на путь органического синтеза. Бутлеров открыл новый способ получения метиленйодида (1858), диацетата метилена, синтезировал уротропин (1861) и многие производные метилена. В 1861 г. он выдвинул теорию химического строения и стал вести исследования, направленные на развитие представлений о зависимости реакционной способности веществ от структурных особенностей их молекул.

В 1860 и 1865 гг. Бутлеров был ректором Казанского университета. В 1868 г. он переехал в Петербург, где занял кафедру органической химии в университете. В 1874 г. избран действительным членом Петербургской академии наук. В 1878-1882 гг. Бутлеров был председателем отделения химии Русского физико-химического общества. В то же время он был почетным членом многих научных обществ.

ВАНТ-ГОФФ Якоб (30.VIII.1852 -01.111.1911) - голландский химик, родился в Роттердаме в семье врача. Окончил среднюю школу в 1869 г. Чтобы получить профессию химика-технолога, переехал в Дельфт, где поступил в Политехническую школу. Хорошая начальная подготовка и усиленные домашние занятия позволили Якобу пройти трехгодичный курс обучения в Политехникуме за два года. В июне 1871 г. он получил диплом химикатехнолога, а уже в октябре поступил в Лейденский университет, чтобы совершенствовать свои математические познания.

После года обучения в Лейденском университете Вант-Гофф переезжает в Бонн, где занимается в Химическом институте университета у А. Кекуле до лета 1873 г. Осенью 1873 г. он направляется в Париж, в химическую лабораторию Ш. Вюрца. Там он знакомится с Ж. Ле Белем. Стажировка у Вюрца длилась год. В конце лета 1874 г. Вант-Гофф вернулся на родину. В Утрехтском университете в конце этого года защитил докторскую диссертацию о цианоуксусной и малоновой кислотах, опубликовал свою знаменитую работу «Предложение применять в пространстве...» В 1876 г. был избран доцентом Ветеринарной школы в Утрехте.

В 1877 г. Амстердамский университет пригласил Вант-Гоффа в качестве лектора. Через год он был избран профессором химии, минералогии и геологии. Там Вант-Гофф создал свою лабораторию. Научные исследования в основном касались кинетики реакций и химического сродства. Он сформулировал правило, носящее его имя: при повышении температуры на 10° скорость реакции увеличивается в два-три раза. Вывел одно из основных уравнений химической термодинамики - уравнение изохоры, выражающее зависимость константы равновесия от температуры и теплового эффекта реакции, а также уравнение химической изотермы, устанавливающее зависимость химического сродства от константы равновесии реакции при постоянной температуре. В 1804 г. Вант-Гофф опубликовал книгу «Очерки химической динамики», в которой изложил основные постулаты химической кинетики и термодинамики. В 1885-1886 гг. разработал осмотическую теорию растворов. В 1886-1889 гг. заложил основы количественной теории разбавленных растворов.

В 1888 г. Лондонское химическое общество избрало Вант-Гоффа своим почетным членом. Это было первое крупное международное признание его научных заслуг. В 1889 г. он был избран почетным членом Немецкого химического общества, в 1892 г. - Шведской академии наук, в 1895 г. - Петербургской академии наук, в 1896 г. - Берлинской академии наук и далее - членом многих других академий наук и научных обществ.

В 1901 г. Вант-Гоффу была присуждена первая Нобелевская премия по химии.

Женева была одним из центров революционной эмиграции. Из царской России сюдабежали А. И. Герцен, Н. П. Огарев, П. А. Кропоткин и др. В 1895 г. сюда впер

ВЁЛЕР Фридрих (31.VII.1800-23.IX.1882) родился в Эшерсхейме (близ Франкфурта-на-Майне, Германия) в семье шталмейстера и ветеринарного врача при дворе кронпринца Гессенского.

С детства интересовался химическими опытами. Во время обучения медицине в Марбургском университете (1820) обустроил в своей кварти­ре маленькую лабораторию, где проводил исследования родановой кислоты и цианистых соединений. Перейдя через год в Гейдельбергский университет, работал в лаборатории Л. Гмелина, где получил циановую кислоту. По совету Гмелина Вёлер решил окончательно оставить медицину и заняться только химией. Он обратился с просьбой к Й. Берцелиусу практиковаться в его лаборатории. Так осенью 1823 г. он стал первым и единственным пока практикантом у знаменитого шведского ученого.

Берцелиус поручил ему заняться анализом минералов, содержащих селен, литий, церий и вольфрам - малоизученные элементы, но Вёлер продолжал также свои исследования циановой кислоты. Действуя аммиаком на циан, он получил наряду со щавелевокислым аммонием кристаллическое вещество, оказавшееся впоследствии мочевиной. Возвратившись из Стокгольма, он несколько лет работал в Технической школе в Берлине, где организовал химическую лабораторию; к этому периоду и относится его открытие искусственного синтеза мочевины.

В то же время он получил важные результаты в области неорганической химии. Одновременно с Г. Эрстедом Вёлер изучал проблему получения из глинозема металлического алюминия. Хотя первым решил ее датский ученый, Вёлер предложил более удачный метод выделения металла. В 1827 г. ему впервые удалось получить металлические бериллий и иттрий. Он был близок к открытию ванадия, но здесь в силу случайных обстоятельств уступил пальму первенства шведскому химику Н. Сёфстрему. Кроме того, он первый приготовил фосфор из пережженных костей.

Несмотря на достигнутые успехи в области минеральной химии, Вёлер все же вошел в историю как первоклассный химик-органик. Здесь его достижения весьма впечатляющи. Так, в тесном содружестве с другим великим немецким химиком - Ю. Либихом он установил формулу бензойной кислоты (1832); обнаружил существование радикальной группы С 6 Н 5 СО - , получившей название бензоила и сыгравшей важную роль в становлении теории радикалов - одной из первых теорий строения органических соединений; получил диэтилтеллур (1840), гидрохинон (1844).

Впоследствии он не раз обращался к изысканиям в области неорганической химии. Изучал гидриды и хлориды кремния (1856-1858), приготовил карбид кальция и - исходя из него - ацетилен (1862). Вместе с французским ученым А. Сент-Клер Девилем получил (1857) чистые препараты бора, гидриды бора и титана, нитрид титана. В 1852 г. Вёлер ввелв химическую практику смешанный медно-хромовый катализатор CuO Cr 2 O 3 , нашедший применение для окисления сернистого газа. Все эти исследования он проводил в Гёттингенском университете, кафедра химии которого считалась одной из лучших в Европе (Вёлер стал ее профессором в 1835 г.).

Химическая лаборатория Гёттингенского университета в 1850-х гг. превратилась в новый химический институт. Вёлеру пришлось почти целиком отдаться преподавательской деятельности (в начале 1860-х гг. он с помощью двух ассистентов руководил занятиями 116 практикантов). На собственные исследования у него почти не оставалось времени.

Тяжелое впечатление произвела на него кончина Ю. Либиха в 1873 г. В последние годы своей жизни он целиком отошел от экспериментальной работы. Тем не менее в 1877 г. был избран президентом Немецкого химического общества. Вёлер состоял также членом и почетным членом многих иностранных академий наук и научных обществ, в том числе - Петербургской академии наук (с 1853 г.).

ГЕЙ-ЛЮССАК Жозеф (06.XII.1778-09.V. 1850) - французский естествоиспытатель. Окончил Политехническую школу в Париже (1800), в которой затем некоторое время работал ассистентом. Ученик А. Фуркруа, К. Бертолле, Л. Воклена. С 1809 г. - профессор химии в Политехнической школе и профессор физики в Сорбонне, профессор химии в Ботаническом саду (с 1832 г.).

Плодотворно работал во многих областях химии и физики. Совместно со своим соотечественником Л. Тенаром выделил свободный бор из борного ангидрида (1808). Детально изучил свойства йода, указал на его аналогию с хлором (1813). Установил состав синильной кислоты и получил циан (1815). Впервые построил график растворимости солей в воде от температуры (1819). Ввел новые методы объемного анализа в аналитическую химию (1824-1827). Разработал метод получения щавелевой кислоты из древесных опилок (1829). Сделал ряд ценных предложений в области химической технологии и в экспериментальной практике.

Член Парижской академии наук (1806), ее президент (1822 и 1834). Иностранный почетный член Петербургской академии наук (1829).

ГЕСС Герман Иванович (Герман Иоганн) (07.VIII. 1802-12.XII. 1850) родился в Женеве в семье художника. В 1805 г. семья Гессов переехала в Москву, так что вся последующая жизнь Германа связана с Россией.

В 1825 г. он закончил Дерптский университет и защитил диссертацию на степень доктора медицины.

В декабре того же года «как особо одаренный и талантливый молодой ученый» был направлен в заграничную командировку и некоторое время проработал в Стокгольмской лаборатории И. Берцелиуса; с ним он впоследствии поддерживал деловую и дружескую переписку. По возвращении в Россию три года работал в Иркутске врачом и одновременно проводил химические и минералогические исследования. Они оказались настолько впечатляющими, что 29 октября 1828 г. конференция Петербургской академии наук избрала Гесса адъюнктом по химии и предоставила ему возможность продолжить научные работы в Петербурге. В 1834 г. он был избран ординарным академиком. В это время Гесс уже всецело был поглощен термохимическими исследованиями.

Гесс внес большой вклад в разработку русской химической номенк­латуры. Справедливо полагая, что «в России чувствуется сейчас более, чем когда-либо необходимость изучать химию...», а «до сих пор не имелось ни одного хотя бы самого посредственного труда на русском языке, посвященного отрасли точных наук», Гесс решил сам написать такой учебник. В 1831 г. вышло в свет 1-е издание «Оснований чистой химии» (учебник выдержал семь изданий, последнее - в 1849 г.). Он стал лучшим отечественным учебником по химии первой половины XIX в.; по нему училось целое поколение русских химиков, в том числе Д. И. Менделеев.

B 7-м издании «Оснований» Гесс впервые в России предпринял попытку систематизации химических элементов, объединив все известные неметаллы в пять групп и полагая, что в дальнейшем подобная классификация может быть распространена и на металлы.

Гесс скончался в расцвете творческих сил, в возрасте 48 лет. В посвя­щенном ему некрологе содержались такие слова: «Гесс имел характер прямой и благородный, душу, открытую для возвышеннейших человеческих наклонностей. Будучи слишком восприимчив и скор в своих суждениях, Гесс легко предавался всему, что казалось ему добрым и благородным, с увлечением столь же пылким, как ненависть, с которою он преследовал порок и которая была чистосердечна и непреклонна. Мы имели случай не раз удивляться гибкости, своеобразности и глубине его ума, разносторонности его познаний, правдивости его возражений и искусству, скоторым он умел по воле своей направлять и услаждать беседу». Проникновенно писались некрологи в те далекие времена!

ЖЕРАР Шарль (21.VIII.1816-19.VIII.1856) родился в Страсбурге (Франция) в семье владельца небольшого химического предприятия. В 1831-1834 гг. учился в Высшей технической школе в Карлсруэ и затем в Высшей коммерческой школе в Лейпциге, куда его направил отец для получения химико-технологического и экономического образования, необходимого для управления семейной фирмой. Но, заинтересовавшись химией, Жерар решил работать не в промышленности, а в науке и продолжил образование сначала в Гисенском университете у Ю. Либиха, а затем в Сорбонне у Ж. Дюма. В 1841-1848гг. он был профессором университета в Монпелье, в 1848-1855 г. жил в Париже и работал в собственной лаборатории, а в последние годы жизни, в 1855-1856 гг., был профессором Страсбургского университета.

Шарль Жерар - один из самых выдающихся химиков XIX столетия. В истории химии он оставил неизгладимый след как самоотверженный борец против консерватизма в науке и как ученый, смело прокладывавший новые пути развития атомно-молекулярного учения в то время, когда в химии еще не было четких разграничений между понятиями атома, молекулы и эквивалента, а также не было ясных представлений о химических формулах воды, аммиака, кислот, солей.

В России раньше, чем в других странах, учение Жерара о единой классификации химических соединений и его идеи о строении молекул были восприняты в качестве основополагающих начал общей и особенно органической химии. Выдвинутые им положения были развиты в работах Д. И. Менделеева, связанных с упорядочением взглядов на химические элементы, и А. М. Бутлерова, который исходил из них при создании теории химического строения.

Плодотворная научная деятельность Жерара началась во второй поло­вине 1830-х гг., когда ему удалось установить правильные формулы многих силикатов. В 1842 г. он впервые описал предложенный им метод определения молекулярной массы химических соединений, используемый и поныне. В том же году он ввел новую систему эквивалентов: Н = 1, О = 16, С = 12, CI = 35,5 и т. д., т. е. систему, ставшую одной из основ атомно-молекулярного учения. Первоначально эти работы Жерара были встречены тогдашними маститыми химиками в штыки. «Даже Лавуазье не отважился бы на такие нововведения в химию», - заявляли ученые, в том числе и такие видные, как Л. Тенар.

Преодолевая барьеры неприятия новых идей, Жерар тем не менее продолжал решать самые кардинальные вопросы химии. В 1843 г. он впервые установил правильные, вошедшие в арсенал химических знаний и используемые до сих пор значения молекулярных масс и формулы воды, оксидов металлов, азотной, серной и уксусной кислот.

В 1844-1845 гг. он опубликовал двухтомный труд «Очерки органической химии», в котором предложил новую, по существу современную классификацию органических соединений; впервые указал на гомологию как общую закономерность, связывающую все органические соединения в ряды, установив при этом гомологическую разницу - СН 2 и показав роль «химических функций» в структуре молекул органических веществ.

Важнейший результат работ Жерара, выполненных в 1847-1848 гг., - создание так называемой унитарной теории, в которой вопреки дуалистической теории Й. Берцелиуса и мнению химиков середины прошлого столетия было доказано: органические радикалы не существуют самостоятельно, а молекула представляет собой не суммативное множество атомов и радикалов, а единую, целостную, поистине унитарную систему.

Жерар показал, что атомы в этой системе не просто влияют, но преобразуют друг друга. Так, например, атом водорода в карбоксильной группе - СООН обладает одними свойствами, в спиртовой гидроксильной группе - другими, а в углеводородных остатках СН-, СН 2 - и СН 3 - совсем иными свойствами. Унитарная теория легла в основание общенаучной теории систем. Она стала одним из отправных пунктов теории химического строения А. М. Бутлерова.

В 1851 г. Жерар развил теорию типов, согласно которой все химические соединения можно классифицировать как производные трех типов - водорода, воды и аммиака. Развитие именно этой теории А. Кекуле привело к представлениям о валентности. Руководствуясь своими теориями, Жерар синтезировал сотни новых органических и десятки неорганических соединений.

Зинин Николай Николаевич (25.VIII. 1812-18.11.1880) родился в Шуше (Нагорный Карабах). В раннем детстве лишился родителей и воспитывался в семье дяди в Саратове. После учебы в гимназии поступил в Казанский университет на математическое отделение философского факультета, который окончил в 1833 г.

Во время учебы его интересы были далеки от химии. Он проявил выдающиеся способности к математическим наукам. За дипломное сочинение «О пертурбациях эллиптического движения планет» удостоился золотой медали. В 1833 г. Зинина оставили в университете для подготовки к профессорскому званию по математическим наукам. Возможно, творческая судьба Зинина сложилась бы совсем по-иному, и мы имели бы в его лице первоклассного математика, если бы совет университета не поручил ему преподавать химию (в то время обучение этой науке велось весьма неудовлетворительно). Так Зинин стал химиком, тем более что всегда проявлял к ней интерес. По этой области науки он защитил в 1836 г. магистерскую диссертацию «О явлениях химического сродства и о превосходстве теории Берцелиуса перед химической статикой Бертоллета». В 1837-1840 гг. Зинин был в заграничной командировке, главным образом в Германии. Здесь ему выпало счастье два года проработать в лаборатории Ю. Либиха в Гисенском университете. Знаменитый немецкий ученый оказал решающее влияние на направление дальнейшей научной деятельности Зинина.

Возвратившись в Россию, он защищает докторскую диссертацию при Петербургском университете на тему «О соединениях бензоила и об открытых новых телах, относящихся к бензоиловому ряду». Он разработал метод получения производного бензоила, заключавшийся в действии спиртового или водного раствора цианистого калия на горько-миндальное масло (бензойный альдегид).

Любопытно, что исследования Зинина производных бензоила, продол­жавшиеся несколько лет, до известной степени были вынужденными. Дело в том, что по просьбе Академии наук таможня передавала в ее химическую лабораторию все конфискованное горько-миндальное масло. Впоследствии по этому поводу А. М. Бутлеров писал: «Быть может, приходится даже пожалеть об этом обстоятельстве, установившем слишком определенно направление работ Зинина, которого талант, несомненно, принес бы крупные плоды и в других областях химии, если бы он посвятил им свое время».Но подобная «ситуация» относится уже к периоду окончательного возвращения Зинина в Петербург в 1848 г. В течение, же семи лет (1841-1848) он работал в Казани, решающим образом способствуя созданию казанской школы - первой русской химической школы. Помимо получения анилина, он сделал здесь немало важных открытий в органической химии: получил, в частности, бензидин и открыл так называемую бензидиновую перегруппировку (перегруппировка гидразобензола под действием кислот). Она вошла в историю как «перегруппировка Зинина».

Петербургский период его деятельности также оказался плодотворным: открытие урейдов (1854), получение дихлор- и тетрахлорбензола, топана и стильбена (1860-е гг.).

В 1865 г. Зинин бы избран ординарным академиком Петербургской Академии наук по технологии и химии. В 1868 г. стал одним из организаторов Русского химического общества и в период 1868-1877 гг. состоял первым его президентом. «Имя Зинина будут всегда. Чтить те, которым дороги и близки к сердцу спехи и величие науки в России», - сказал после его кончины Бутлеров.

КЮРИ Пьер (15.V.1859-19. IV.1906). Этот талантливый французский физик в начале своей карьеры совершенно не знал, что ждет его впереди. Он окончил Парижский университет (1877). В 1878-1883 гг. работал там ассистентом, а в 1883-1904 гг. - в Парижской школе промышленной физики и химии. В 1895 г. стал мужем М. Склодовской. С 1904 г. - профессор Сорбонны. Трагически погиб под колесами ом­нибуса в результате несчастного случая.

Еще до своих исследований радиоактивности П. Кюри осуществил ряд важных исследований, которые сделали его известным. В 1880 г. он вместе с братом Ж. Кюри открыл пьезоэлектрический эффект. В 1884- 1885 гг. развивал теорию симметрии образования кристаллов, сформулировал общий принцип их роста и ввел понятие поверхностной энергии граней кристалла. В 1894 г. сформулировал правило, согласно которому появлялась возможность определять симметрию кристалла, находящегося под внешним воздействием (принцип Кюри).

При изучении магнитных свойств тел установил независимость магнитной восприимчивости диамагнетиков от температуры и обратную пропорциональность зависимости от температуры для парамагнетиков (закон Кюри). Также открыл для железа существование температуры, выше

которой у него исчезают ферромагнитные свойства (закон Кюри). Если бы даже П. Кюри не обратился к исследованию радиоактивных явлений, он остался бы в истории как один из видных ученых-физиков XIX в.

Но ученый чувствовал требования времени и вместе со своей супругой занялся исследованием явления радиоактивности. Помимо участия в открытии полония и радия он первым установил (1901) биологическое действие радиоактивного излучения. Одним из первых ввел понятие периода полураспада, показав его независимость от внешних условий. Предложил радиоактивный метод определения возраста горных пород. Вместе с А. Лабордом обнаружил самопроизвольное выделение тепла солями радия, рассчитав энергетический баланс этого процесса (1903). Продолжительные химические операции по выделению полония и радия в основном осуществляла М. Кюри. Роль П. Кюри здесь сводилась к необходимым физическим измерениям (измерениям активности отдельных фракций). Вместе с А. Беккерелем и М. Кюри в 1903 г. был удостоен Нобелевской премии по физике.

ЛАВУАЗЬЕ Антуан (26.VIII.1743-08.V. 1794). Родился в Париже, в семье прокурора. В отличие от других выдающихся химиков - своих современников - получил превосходное и разностороннее образование. Сначала обучался в аристократическом Коллеже Мазарини, где изучал математику, физику, химию и древние языки. В 1764 г. окончил юридический факультет Сорбонны со званием адвоката; там он одновременно совершенствовал знания в области естественных наук. В 1761 - 1764 гг. прослушал курс лекций по химии, который читал крупный химик Гийом Руэль. Юриспруденция его не привлекала, и в 1775 г. Лавуазье становится директором Управления порохов и селитр. Эту государственную должность он занимал до 1791 г. На свои средства он создал в Париже собственную химическую лабораторию. Первые годы его научной деятельности были отмечены заметными успехами, и уже в 1768 г. его избирают действительным членом Парижской академии наук по классу химии.

Хотя Лавуазье по праву считается одним из величайших химиков всех времен, он был и видным физиком. В автобиографической заметке, написанной незадолго до трагической гибели, Лавуазье писал, что «главным образом посвятил свою жизнь трудам, относящимся к физике и химии». По выражению одного из его биографов, он атаковал химические проблемы с позиций физики. В частности, он начал систематические исследования в области термометрии. В 1782-1783 гг. вместе с Пьером Лапласом изобрел ледяной калориметр и измерил термические константы многих соединений, теплотворную способность разных топлив.

Лавуазье первым начал систематические физико-химические иссле-дования биологических процессов. Он установил подобие процессов дыхания и горения и показал, что сущность дыхания заключается в превращении вдыхаемого кислорода в углекислый газ. Разрабатывая систематику органических соединений, Лавуазье заложил основы органического анализа. Это немало способствовало возник-новению органической химии как самостоятельной области химических исследований. Знаменитый ученый стал одной из многочисленных жертв французской революции. Выдающийся творец науки, он в то же время был замет-ным общественно-политическим деятелем, убежденным сторонником конституционной монархии. Еще в 1768 г. он вступил в Генеральный откуп компанию финансистов, получившую от правительства Франции права монопольной торговли различными продуктами и взимания пошлин. Естественно, ему приходилось соблюдать «правила игры», которые далеко не всегда находились в ладах с законом. В 1794 г. Максимильен Робеспьер выдвинул против него и других откупщиков тяжелые обвине-ния. Хотя ученый и полностью отвергал их, это ему не помогло. 8 мая

«Антуан Лоран Лавуазье, бывший дворянин, член бывшей Академии наук, заместитель депутата Учредительного собрания, бывший генеральный откупщик...» вместе с двадцатью семью другими откупщиками был обвинен в «заговоре против французского народа».

Вечером того же дня нож гильотины оборвал жизнь Лавуазье.

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (08.11.1834-02.11.1907) родился в То­больске, семнадцатый ребенок в семье директора гимназии. Огромную роль в его воспитании сыграла мать, Марья Дмитриевна. В 1850 г. поступил в Главный Педагогический институт в Петербурге, который окончил в 1855 г. В 1859 - феврале 1861 г. был в заграничной командировке, работал в собственной лаборатории в Гейдельберге, где совершил свое первое значительное научное открытие - температуры абсолютного кипении жидкостей. Преподавал в ряде учебных заведений в Петербурге, главным образом в университете (1857-1890). С 1892 г. и до конца жизни - управляющий Главной палаты мер и весов.

В историю мировой науки Менделеев вошел как ученый-энциклопедист. Его творческая деятельность отличалась необычайной широтой и глубиной. Сам он однажды сказал о себе: «Удивляюсь, чего я только не делывал на своей научной жизни».

Наиболее полную характеристику Менделееву дал крупный русский химик Л. А. Чугаев: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и др.) и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти». Чугаев добавляет: «Он умел быть философом в химии, в физике и в других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономии и социологии».

В истории науки Менделееву отдают должное как творцу учения о периодичности: оно в первую очередь составило его истинную славу как химика. Но этим далеко не исчерпываются заслуги ученого в химии. Он предложил также важнейшее понятие о пределе органических соединений, осуществил цикл работ по изучению растворов, разработав гидратную теорию растворов. Учебник Менделеева «Основы химии», выдержавший при его жизни восемь изданий, был подлинной энциклопедией химических знаний конца XIX - начала XX в.

Между тем только 15% публикаций ученого относятся собственно к химии. Чугаев справедливо называл его первоклассным физиком; здесь он зарекомендовал себя как великолепный экспериментатор, стремившийся к высокой точности измерений. Кроме открытия «абсолютной температуры кипения» Менделеев, изучая газы в разреженном состоянии, нашел отступления от закона Бойля-Мариотта и предложил новое общее уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона). Разработал новую метрическую систему измерения температуры.

Возглавляя Главную палату мер и весов, Менделеев осуществлял обширную программу развития метрического дела в России, однако не ограничивался лишь проведением исследований прикладного характера. Он намеревался провести цикл работ по изучению природы массы и причин всемирного тяготения.

Среди ученых-естествоиспытателей - современников Менделеева - не было никого, кто столь активно интересовался бы вопросами промышленности, сельского хозяйства, политической экономии и государственного устройства. Этим проблемам Менделеев посвятил множество работ. Многие высказанные им мысли и идеи не устарели и в наше время; напротив, они приобретают новое звучание, ибо они, в частности, отстаивают самобытность путей развития России.

Менделеев был знаком и поддерживал дружеские отношения со многими выдающимися химиками и физиками Европы и Америки, пользуясь среди них большим авторитетом. Он был избран членом и почетным членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов и институтов разных стран мира.

Его жизни и творчеству посвящены сотни публикаций - монографий, статей, воспоминаний, сборников. Но до сих пор не написана еще фундаментальная биография ученого. Не потому, что исследователи не предпринимали таких попыток. Потому, что эта задача беспримерно трудна.

Материалы взяты из книги «Я иду на урок химии.: Летопись важнеших открытий в химии XVII-XIX в.в.: Кн. для учителя. – М.: Первое сентября, 1999».

, не могла бы возникнуть, если бы там, и вообще в Англии в то время, не существовало культурной научной общественности, правильно оценивающей и поддерживающей деятельность учёных. Исторический опыт показывает, что число людей, обладающих достаточными творческими способностями, чтобы оказывать заметное влияние на развитие как науки, так и искусства, очень мало. Это видно, например, из отношения числа научных работ, которые печатаются, к числу научных работ, которые действительно оказали влияние на развитие науки. То же относится к числу написанных художниками картин, тех, которые можно назвать произведениями искусства. Маркс объяснил исключительно высокую стоимость шедевров больших мастеров тем, что в их цену входят расходы на всё то большое количество написанных картин, которые не имеют художественной ценности. Такой же жесткий отбор достойных произведений происходит и в литературе, и в музыке.

Очевидно, чтобы в стране успешно развивались наука и искусство, должен существовать большой набор научных работ и произведений искусства, чтобы из них происходил отбор той небольшой части, которая только и двигает науку и развивает художественную культуру. Для этого отбора и должно существовать здоровое общественное мнение, которое могло бы справедливо и квалифицированно оценивать лучшие работы.

Поэтому здоровая организация науки в стране обеспечивается не только хорошими условиями для научной работы, но и созданием условий для правильной оценки результатов этой работы. Теперь во всех странах это лучше всего обеспечивается специальными общественными органами, как академии наук, научные общества, научные советы и пр. Благодаря интернациональному значению науки стала возможной более объективная оценка путём создания международного общественного мнения. Это достигается широким общением учёных на симпозиумах, конгрессах, переводом научных статей на иностранные языки и др.

Сейчас с увеличением роли науки в развитии техники, хозяйства и культуры страны научные работы стали поглощать заметную долю государственных расходов, и эффективная организация научных работ становится крупной государственной проблемой.

Организации науки нельзя давать развиваться стихийно, нужно изучать закономерности развития коллективной научной работы, мы должны уметь отбирать творчески талантливых людей. И это должно делаться на основании изучёния опыта деятельности больших учёных и больших организаторов научной работы, каким и был Резерфорд .

Самое важное и трудное в организации науки - это отбор действительно наиболее творчески одарённой молодежи и создание тех условий, при которых ее талант мог бы быстро развернуться в полную меру. Для этого нужно уметь оценивать творческие способности у молодежи, когда она только начинает свою научную работу. Основная ошибка, которая тут нередко делается, - это то, что у молодёжи её познавательные способности и эрудиция часто принимаются за творческие качества.

В биографии Резерфорда есть один поучительный эпизод. Когда он был еще начинающим учёным в Новой Зеландии, там делался отбор из оканчивающих университет с тем, чтобы наиболее одаренному дать степендию для продолжения научной работы в Кембридже. Я не помню, кто был первым кандидатом, но Резерфорд был выбран вторым. Как известно, только случайно первый кандидат не поехал и поехал Резерфорд. Из истории науки известно, что такие ошибки в отборе делаются часто, и обычно их причина лежит в недостаточном умении оценивать творческие качества начинающего учёного и в преувеличенной оценке его способностей заучивать фактический материал.

Изучёние ранних работ такого большого учёного, как Резерфорд, с этой точки зрения имеет большой интерес, так как показывает генезис развития его творческих качеств. Эти работы теперь почти забыты, поскольку методы, которыми они были сделаны, теперь устарели и количественные результаты теперь во много раз точнее. Но какой важный материал они дают, чтобы видеть, как проявлялся творческий талант Резерфорда!

Изучая эти работы, видим, что с самого начала его деятельности Резерфорда нельзя отнести к учёным с большой эрудицией. Но его творческое воображение и смелость в построении научных гипотез, интуитивное чутье являлись главными факторами, определившими успех в его научных изысканиях.

Конечно, теперь всё это хорошо известно по тем фундаментальным открытиям, которые сделаны Резерфордом. Главная трудность задачи, стоящей перед организатором науки, - это уметь обнаружить талант у таких учёных, как Резерфорд, когда они ещё молоды.

Сейчас сравнительно мало интересуются оригинальными работами великих классиков науки. Обычно знакомятся с их достижениями в учебниках, монографиях, энциклопедиях. Конечно, с познавательной целью это вполне оправдано, но для учёного, которому предстоит стать руководителем молодежи, организатором научной работы коллектива, главным фактором, обеспечивающим успех его деятельности, явится отбор кадров по их творческим качествам. Одним из наиболее действенных путей для того, чтобы научиться оценивать творческие способности молодежи, является изучёние оригинальных работ больших учёных. Этим нельзя пренебрегать. Меня лично знакомство с работами таких учёных, как Максвелл , Рэлей, Кюри , Лебедев , научило многому, и, кроме того, это доставляет ещё эстетическое наслаждение. Проявления творческого таланта человека всегда красивы, и ими нельзя не любоваться! Мой жизненный опыт показывает, что в оценке творческих качеств молодых учёных и проявляется основной талант руководителя научного института. Без этих способностей учёный не может подобрать сильный научный коллектив для своей школы.

Несомненно, Резерфорд был одним из самых одарённых организаторов науки, и его главный талант состоял в умении отбора молодых учёных по их творческим способностям. Резерфорд умел также правильно оценить характер способностей учёного, что исключительно важно для успешного развития его творческого дарования.

Отвечая на вопрос, поставленный в начале о роли личности в развитии науки, и подводя итог сказанному, приходим к заключению, что хотя путь науки предопределён, но движение по этому пути обеспечивается только работами очень небольшого числа исключительно одаренных людей. Качество отбора творчески одарённых учёных и есть основной фактор, обеспечивающий высокий уровень развития науки. Очень важно для успешного развития науки создание благоприятных условий для развития природных талантов учёного, для этого надо делать творческую работу привлекательной. Это следует делать общественным организациям, которые, давая правильные оценки достижениям учёных, также давали бы им почувствовать, что их деятельность нужна и полезна человечеству. В науке общественную оценку следует делать в интернациональном масштабе, поскольку научные достижения принадлежат всему человечеству.

Такие люди, как Резерфорд , перестают быть только национальной гордостью того государства, где они родились и работали, они становятся гордостью всего человечества».

Капица П.Л., Роль выдающегося учёного в развитии науки (Доклад на открытии Международного коллоквиума, посвящённого 100-летию со дня рождения Э. Резерфорда. Москва, 20 августа 1971 г.) / Научные труды. Наука и современное общество, «Наука», М., 1998 г., с. 391-396.