Усложнение животных в процессе эволюции n Различные. Усложнение строения животных

Усложнение животных в процессе эволюции n Различные. Усложнение строения животных

Урок-соревнование по теме: «Усложнение строения животных. Многообразие видов, как результат эволюции» 7 класс

КВН «Эволюция животных»

Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать знания о происхождении животных.

Оборудование: карточки с заданиями, изображения животных различных типов питания, названия команд, книга Ч. Дарвина «Происхождение видов»

Ход урока

  1. Вступление учителя об эволюционном учении, о развитии органического мира, о человеке как вершине эволюционного пути. Объявление о начале игры.
  2. Представление команд: «Палеонтологии», «Эмбриологии».

«Мы раскопки все проводим

И останки мы находим.

Как закон, как конституцию,

Мы докажем эволюцию!»,

«Эмбриология- сложная наука.

Изучать зародышей просто мука.

О сходстве зародышей можем рассказать,

Этим эволюцию можем доказать.»

  1. Разминка. Вопросы командам по очереди. Дай объяснения следующим понятиям: филогенез, эволюция, гомологичные органы, виды доказательств эволюции, рудименты, атавизмы, онтогенез, наследственность, изменчивость .
  2. «Третий лишний»- укажите неподходящее понятие, дайте пояснение:

а)Крылышки киви, тазовые кости кита, аппендикс,

иголки ежа,

б)Ласты кита, лапа волка, крыло пчелы, крыло грача,

в) Трёхпалость лошади, лишняя пара молочных желёз, горб верблюда, волосяной покров на лице

г)Палеонтологические, зоологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические.

  1. Собери мозаику и ответь на вопрос- 1 вариант- что такое борьба за существование? 2 вариант- Что такое естественный отбор?

Что такое естественный отбор ?

  1. Конкурс болельщиков:

1вар. Перечисли приспособления животных к жизни в воде.

2вар. Перечисли приспособления животных к жизни под землёй.

  1. Составь слово «ги-то-ле-па-я-он-ло, ци-ве-ди-я-рг-ен ,». Что это такое?
  2. Конкурс капитанов: что ты знаешь о Чарльзе Дарвине? Ответь письменно.
  3. Конкурс «ты- мне, я- тебе» члены команд обмениваются вопросами, по 3 вопроса.
  4. Продолжи фразу:

Изменчивость бывает…(2 форм- наследственная и ненаследственная),

Наиболее крупными вымершими животными… (были динозавры)

11. Подведение итогов конкурса, вручение наград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-соревнование по алгебре. Тема:"Линейная функция"

На данном уроке в увлекательной форме обобщается и систематизируется материал по теме "Линейная функция". Проведение нестандартных уроков активизирует познавательную мотивацию учащихся, повышает интер...

Задачи: сформировать у учащихся знания о видообразовании; показать, что усложнение строения животных и многообразие видов - это результат эволюции, что основой этих процессов является дивергенция.

Оборудование: таблицы с изображениями животных из основных групп.

/. Актуализация знаний

1. Индивидуальный опрос.

Каковы доказательства того, что наследственность и изменчивость - свойства организмов взаимосвязанные, но противоположно направленные? Какая форма изменчивости, согласно учению Ч. Дарвина, вносит вклад в процесс эволюции? Каковы доказательства того, что основной причиной эволюции служит естественный отбор?

2. Фронтальная беседа.

Почему так важны для науки доказательства эволюции? Какие из доказательств эволюции наиболее убедительны? Почему для доказательства эволюции важна вся совокупность доказательств? Как доказать, что индивидуальное развитие организмов (онтогенез) сжато и сокращенно повторяет их историческое развитие (филогенез)?

//. Изучение нового материала

1. Усложнение строения животных - результат эволюции. (Объяснение учителя с использованием беседы по таблицам с изображениями животных: сравнить строение кровеносной системы пресмыкающихся и млекопитающих. В чем более высокий уровень организации кровеносной системы млекопитающих? К каким последствиям привело изменение в строении кровеносной системы млекопитающих? Сравнить строение покровов земноводных и птиц: у кого из них покровы имеют более сложное строение? К каким ре­зультатам привело усложнение строения покровов птиц? Приведение учащимися примеров, показывающих усложнение в строении каждой группы животных в сравнении с предыдущей. Приведение учащимися примеров, доказывающих, что эволюция может привести не только к усложнению строения животных, но и к их упрощению.)

2. Многообразие видов - результат эволюции. (Объяснение учителя.)

3. Механизм видообразования - дивергенция. (Объяснение учителя с использованием рисунка 194 учебника.)

///. Закрепление знаний

Заполнить схему:

Причины эволюции Результаты эволюции

IV. Задание на дом

Изучить § 51, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить § 50.


Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Задачи: сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных носит приспособительный характер и является результатом эволюции.

Оборудование: географическая карта Европы и Азии.

/. Актуализация знаний

Индивидуальный опрос.

Каковы доказательства того, что эволюция преимущественно идет по пути усложнения строения животных? Почему эволюция может идти по пути упрощения строения животных? Почему в основе видообразования лежит дивергенция признаков? Какова взаимосвязь между причинами эволюции и ее результатами?

//. Изучение нового материала

1. Ареалы обитания. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Ареалы обитания» по вопросам: что называют ареалом? Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Для каких животных характерен реликтовый ареал? На какие группы делят животных по характеру занимаемой территории в пределах ареала и численности? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными?)

2. Закономерности размещения животных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Закономерности размещения животных» по заданию: сформулировать основные «правила» размещения животных в пределах ареала, проиллюстрировав их примерами.)

3. Миграции. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Миграции» по вопросам: что называют миграцией? Почему миграции являются закономерным явлением в жизни животных? Что служит причиной сезонных миграций? В чем причина нерегулярных миграций? В чем опасность нерегулярных миграций? Какая закономерность в расселении животных привела к образованию фауны? Какие процессы привели к образованию фауны Новой Зеландии и Австралии?)

///. Задание на дом

Изучить § 52, ответить на вопросы в конце параграфа.


Биоценозы (6ч)

Задачи темы: сформировать у учащихся знания о биоценозах и их разнообразии; о факторах среды и их влиянии на биоценозы; о структурных компонентах биоценоза, их взаимосвязях, закономерностях; о пищевых цепях, пищевой пирамиде, энергетической пирамиде, продуктивности.

Планирование темы

Урок 57. Естественные и искусственные биоценозы

Урок 58. Факторы среды и их влияние на биоценозы

Урок 59. Цепи питания. Поток энергии

Урок 60. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Урок 61. Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»

Урок 62. Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Задачи: сформировать у учащихся знания о видообразовании; показать, что усложнение строения животных и многообразие видов - это результат эволюции, что основой этих процессов является дивергенция. Оборудование: таблицы с изображениями животных из основных групп.Методические рекомендации /. Актуализация знаний 1. Индивидуальный опрос. Каковы доказательства того, что наследственность и изменчивость - свойства организмов взаимосвязанные, но противоположно направленные? Какая форма изменчивости, согласно учению Ч. Дарвина, вносит вклад в процесс эволюции? Каковы доказательства того, что основной причиной эволюции служит естественный отбор? 2. Фронтальная беседа. Почему так важны для науки доказательства эволюции? Какие из доказательств эволюции наиболее убедительны? Почему для доказательства эволюции важна вся совокупность доказательств? Как доказать, что индивидуальное развитие организмов (онтогенез) сжато и сокращенно повторяет их историческое развитие (филогенез)? //. Изучение нового материала 1. Усложнение строения животных - результат эволюции. (Объяснение учителя с использованием беседы по таблицам с изображениями животных: сравнить строение кровеносной системы пресмыкающихся и млекопитающих. В чем более высокий уровень организации кровеносной системы млекопитающих? К каким последствиям привело изменение в строении кровеносной системы млекопитающих? Сравнить строение покровов земноводных и птиц: у кого из них покровы имеют более сложное строение? К каким ре-зультатам привело усложнение строения покровов птиц? Приведение учащимися примеров, показывающих усложнение в строении каждой группы животных в сравнении с предыдущей. Приведение учащимися примеров, доказывающих, что эволюция может привести не только к усложнению строения животных, но и к их упрощению.) 2. Многообразие видов - результат эволюции. (Объяснение учителя.) 3. Механизм видообразования - дивергенция. (Объяснение учителя с использованием рисунка 194 учебника.) ///. Закрепление знаний Заполнить схему: Причины эволюции Результаты эволюцииIV . Задание на дом Изучить § 51, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить § 50.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Задачи: сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных носит приспособительный характер и является результатом эволюции. Оборудование: географическая карта Европы и Азии.Методические рекомендации . /. Актуализация знаний Индивидуальный опрос. Каковы доказательства того, что эволюция преимущественно идет по пути усложнения строения животных? Почему эволюция может идти по пути упрощения строения животных? Почему в основе видообразования лежит дивергенция признаков? Какова взаимосвязь между причинами эволюции и ее результатами? //. Изучение нового материала

    Ареалы обитания. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Ареалы обитания» по вопросам: что называют ареалом? Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Для каких животных характерен реликтовый ареал? На какие группы делят животных по характеру занимаемой территории в пределах ареала и численности? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными?) Закономерности размещения животных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Закономерности размещения животных» по заданию: сформулировать основные «правила» размещения животных в пределах ареала, проиллюстрировав их примерами.) Миграции. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Миграции» по вопросам: что называют миграцией? Почему миграции являются закономерным явлением в жизни животных? Что служит причиной сезонных миграций? В чем причина нерегулярных миграций? В чем опасность нерегулярных миграций? Какая закономерность в расселении животных привела к образованию фауны? Какие процессы привели к образованию фауны Новой Зеландии и Австралии?)
///. Задание на дом Изучить § 52, ответить на вопросы в конце параграфа.

Биоценозы (6ч)

Задачи темы: сформировать у учащихся знания о биоценозах и их разнообразии; о факторах среды и их влиянии на биоценозы; о структурных компонентах биоценоза, их взаимосвязях, закономерностях; о пищевых цепях, пищевой пирамиде, энергетической пирамиде, продуктивности.Планирование темы Урок 57. Естественные и искусственные биоценозыУрок 58. Факторы среды и их влияние на биоценозыУрок 59. Цепи питания. Поток энергииУрок 60. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другуУрок 61. Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»Урок 62. Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Естественные и искусственные биоценозы

Задачи: сформировать у учащихся знания о биоценозе как устойчивой системе, о биоценозах естественных и искусственных; об обязательных компонентах биоценоза: продуцентах, консументах, редуцентах; познакомить учащихся с причинами устойчивости естественного биоценоза и неустойчивости искусственного. Оборудование: таблицы с изображениями хищных и растительноядных животных; таблицы с изображениями бактерий, грибов, растений; гербарные материалы культурных и сорных растений; аквариум; земля с полуперепревшими листьями.Методические рекомендации /. Актуализация знаний Индивидуальный опрос. Каковы доказательства того, что естественный отбор - ведущая причина эволюции животных? Почему возникновение ареалов в природе и их виды - результат приспособленности животных? Каковы закономерности размещения животных в природе? //. Изучение нового материала

    Биоценоз естественный и искусственный. (Беседа учителя с элементами объяснения.) Устойчивость биоценозов, причины устойчивости: видовой состав, численность видов, пространственная и временная ярусность. (Объяснение учителя с использованием рисунка 196 учебника.) Основные компоненты биоценоза: продуценты, консументы, редуценты; взаимосвязь всех компонентов. (Объяснение учителя с использованием рисунка 197 учебника; демонстрации земли с полуперепревшими листьями.) Водоем как природный биоценоз. Обитающие в водоеме растения, животные, микроорганизмы. (Беседа учителя с демонстрацией аквариума.) Искусственные биоценозы - агроценозы. Причины неустойчивости искусственного биоценоза. (Беседа учителя с демонстрацией таблиц с изображением сельскохозяйственных растений, гербарных материалов культурных и сорных растений.)
III . Закрепление знаний" Чем достигается устойчивость биоценоза? Как влияют основные компоненты биоценоза на его устойчивость? В чем сходство естественного и искусственного биоценозов? В чем различие естественного и искусственного биоценозов? (Фронтальная беседа.)I V . Задание на дом Изучить § 53, ответить на вопросы вконце параграфа. Подумать над вопросом: может ли искусственный биоценоз быть устойчивым?

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Задачи: сформировать знания учащихся о среде обитания, факторах среды обитания, их взаимодействии и влиянии на биоценозы; о роли антропогенного фактора и его воздействии на среду обитания животных и их жизнь. Оборудование: таблицы с изображениями животных, иллюстрирующие приспособленность их к среде обитания.Методические рекомендации /. Актуализация знаний А. Индивидуальный опрос. Почему естественный биоценоз является устойчивой системой? В чем выражается взаимосвязь компонентов биоценоза? Почему искусственный биоценоз является неустойчивой системой? Б. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех. 1. Биоценоз - это: а) временное сообщество живых организмов; б) исторически сложившееся сообщество живых организмов, населяющих определенную территорию; в) сообщество животных, населяющих определенную территорию; г) животные и растения, населяющие данную территорию. 2. Компонентом естественного биоценоза не являются: а) животные; б) микроорганизмы; в) люди; г) растения. 3. К естественному биоценозу не относится: а) луг; б) сад; в) степь; г) лес. 4. На устойчивость биоценоза не влияет: а) численность видов; б) видовой состав; в) пространственная ярусность; г) смена времен года. 5. Продуцентами служат: а) животные; б) грибы; в) растения; г) микроорганизмы. 6. К консументам I порядка относится: а) ястреб; б) сова; в) мышь; г) змея. 7. К консументам II порядка относится: а) заяц; б) ящерица; в) мышь; г) суслик. 8. К консументам не относятся: а) грибы; б) дождевые черви; в) членистоногие; г) бактерии. //. Изучение нового материала

    Среда обитания, экологические факторы. (Объяснение учителя.) Виды экологических факторов, их воздействие на животных. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 273-274 по заданиям: прочитать текст и привести примеры воздействия на организм абиотических факторов; привести примеры воздействия на организм биотических факторов; используя примеры, доказать, что жизнедеятельность любого животного оказывает прямое или косвенное воздействие на других животных.) Антропогенный фактор как разнообразная деятельность человека, оказывающая влияние на среду обитания. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 275 по заданиям: прочитать текст и обосновать, почему деятельность человека рассматривают как особый экологический фактор; привести примеры отрицательного и положительного воздействия антропогенного фактора на животных.)
III. Закрепление знаний Что называют средой обитания? По какому признаку делят экологические факторы? Почему так важны знания об экологических факторах? Как доказать, что действие экологических факторов носит взаимосвязанный характер? (Фронтальная беседа.)IV . Задание на дом Изучить § 54, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить § 53.

Цепи питания. Поток энергии

Задачи: сформировать знания учащихся о взаимосвязях основных компонентов биоценоза и их закономерностях: о цепи питания, пищевой пирамиде, энергетической пирамиде, продуктивности. Оборудование: таблицы с изображениями хищных и растительноядных животных; таблицы с изображениями бактерий, грибов, растений.Методические рекомендации /. Актуализация знаний 1. Индивидуальный опрос. Каковы доказательства того, что животное находится под действием совокупности факторов среды? Каковы доказательства того, что биоценоз - исторически сложившаяся совокупность живых организмов? Какие причины влияют на устойчивость биоценоза? 2. Фронтальная беседа. Что называют биоценозом? Каковы основные компоненты биоценоза? Как доказать, что между компонентами биоценоза существует взаимосвязь?II. Изучение нового материала

    Пищевые взаимоотношения в биоценозе. Пищевые цепи. (Самостоятельная работа учащихся с текстом на с. 275 и рисунком 198 учебника по заданиям: прочитать текст и объяснить, что называют цепью питания; с помощью рисунка 198 составить цепи питания, состоящие из 2, 3, 4, 5 и 6 звеньев; объяснить, как влияет число звеньев в цепи питания на устойчивость биоценоза.) Закономерности пищевых взаимоотношений в биоценозе. (Объяснение учителя с элементами рассказа и с использованием рисунка 199учебника.)
///. Закрепление знаний Какие взаимоотношения между организмами в биоценозе главные? Каковы основные закономерности пищевых взаимоотношений в биоценозе? Каким образом можно определить продуктивность биоценоза? Почему так важны данные о продуктивности биоценоза? (Фронтальная беседа.)IV . Задание на дом Изучить § 55, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить § 53, 54. Выполнить задание: составить цепи питания из 3, 4, 5 звеньев.





Покровительственная окраска и форма тела Делают животных незаметными на фоне окружающей среды Покровительственная окраска и форма тела как бы маскирует животных. Она свойственна многим видам рыб, лягушек, птиц, зверей. Например, бабочка каллима и южноамериканский кузнечик по окраске и форме похожи на лист растения У некоторых животных окраска тела может изменяться. Например, богомол, хамелеон, камбала способны изменять окраску тела. У зайца – беляка цвет шерсти изменяется по сезонам года.


Предостерегающая окраска Резко выделяет животное на фоне окружающей среды. Эта окраска свойственна животным выделяющим ядовитые или дурно пахнущие вещества: шмелям, пчелам, осам, божьим коровкам. Они как бы предупреждают других животных: «Не тронь меня!». 1 – лесная оса, 2 – шмель земляной, 3 – божья коровка




Мимикрия Мимикрия (от греч. «мимикос» - подражательный) – защитная окраска и форма тела, свойственная обычно животным, не имеющим средств защиты, делающая животное похожим на другой организм, имеющий средства защиты. Например, некоторые мухи имеют окраску, подобную окраске ос. Как правило, хорошо защищенные виды имеют окраску, в которой сочетаются красный с черным или желтый с черным цветом, делающие животное хорошо заметным.






Пример Дятел легко перемещается по стволам деревьев, но его конечности плохо приспособлены для перемещения по поверхности почвы. Водоплавающие птицы с трудом перемещаются по суше. Белая окраска зайца делает его незаметным на снегу и хорошо заметным на фоне темных стволов деревьев.


Формирование приспособленности у организмов Приспособленность формируется в результате взаимодействия движущих сил эволюции и включает этапы: Появление разнообразных наследственных изменений у особей популяции; Преимущественное выживание и размножение в результате естественного отбора особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями; естественного отбора Сохранение из поколения в поколение особей с полезными изменениями.


Самоконтроль Определите правильную последовательность этапов формирования приспособленности: 1. сохранение ЕО особей с полезными изменениями; 2. Сохранение и размножение в ряде поколений особей с полезными изменениями; 3. Появление разнообразных наследственных изменений в популяции. 1. 1,2,3 2. 3,1,2 3. 2,1,3 Ответ 2. 3,1,2




Выводы Приспособления к среде обитания разнообразны и проявляются в строении, поведении, процессах жизнедеятельности. Приспособления Приспособленность формируется в результате взаимодействия движущих сил эволюции Приспособленность Все приспособления относительны и полезны только в типичной среде обитания Все приспособления К результатам эволюции относят приспособленность, многообразие видов, усложнение организации живых существ К результатам эволюции 16

Ж.-Б. Ламарк придерживался мнения, что разными направлениями эволюционного процесса управляют разные факторы.

Ч. Дарвин утверждал, что за всеми эволюционными событиями - формированием приспособлений, видообразованием, прогрессом форм жизни, вымиранием видов стоит одна сила - естественный отбор.

В силу действия естественного отбора в каждом поколении выживают особи, обладающие хотя бы немного более совершенными приспособлениями к окружающей среде, нежели их соперники в борьбе за жизнь.

Таким образом, по Ч. Дарвину, произошли разнообразные адаптации , неизменно поражающие воображение человека.

Ч. Дарвин был убежден, что наибольшей остротой отличается внутривидовая борьба за существование: представители одного вида в наибольшей степени сходны друг с другом по предпочитаемым влажности и освещенности, местам для гнездования, пище и т.д. Жесткая внутривидовая конкуренция приводит к тому, что преимущество получают крайние варианты, - особи, уклоняющиеся по своим особенностям от исходной формы в различных направлениях. "Чем больше разнообразия в строении, общем складе и привычках приобретают потомки какого-нибудь вида, тем легче они будут в состоянии завладеть многочисленными и более разнообразными местами в экономии природы, а следовательно, тем легче они будут увеличиваться в числе". Исходя из этих рассуждений, можно сделать вывод, что в эволюции преобладает дивергенция - расхождение признаков. На основе существующей изменчивости сначала возникнут разновидности. По мере накопления различий разновидности превратятся в виды, виды в рода и т.д. вплоть до классов.

Ч. Дарвин считал, что в результате естественного отбора "каждое существо обнаруживает тенденцию делаться более и более совершенным по отношению к окружающим его условиям. Это усовершенствование неизбежно ведет к постепенному повышению организации…" Почему тогда высшие организмы не вытеснили низшие за время эволюции органического мира? Низшие формы жизни, полагал ученый, были лучше приспособлены к очень простым жизненным условиям, где высокая организация в силу своей хрупкости скорее была бы подвержена расстройству и порче.

Таким образом, в результате длительного эволюционного процесса у всех организмов постоянно развиваются и совершенствуются их приспособления к условиям окружающей среды.

Приспособленность – один из результатов эволюции, взаимодействия ее движущих сил – наследственности, изменчивости, естественного отбора.

Второй результат эволюции – разнообразие органического мира . Сохранившиеся в процессе борьбы за существование и естественного отбора организмы, составляют весь существующий сегодня органический мир. Мутационные процессы, происходящие в ряду поколений, ведут к возникновению новых генетических комбинаций, которые подвергаются действию естественного отбора. Именно естественный отбор определяет характер новых адаптаций, а также направление эволюционного процесса. В результате у организмов возникают самые различные приспособления к жизни. Любое приспособление возникает в результате длительного отбора случайных, фенотипически проявившихся мутаций, полезных виду.

Покровительственная окраска. Обеспечивает растениям и животным защиту от врагов. Организмы, имеющие такую окраску, сливаются с фоном и становятся менее заметны.

Маскировка. Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливается с окружающими предметами. Богомолы, гусеницы бабочек напоминают сучки, бабочки похожи на листья растений и т.д.

Мимикрия. Подражание незащищенных видов защищенным видам по форме и окраске. Некоторые мухи похожи на ос, ужи похожи на гадюк и т.д.

Предупреждающая окраска. У многих животных яркая окраска или определенные опознавательные знаки предупреждают об опасности для хищника. Напавший один раз хищник запоминает окраску жертвы и в следующий раз будет осторожнее.

Относительный характер приспособлений. Все приспособления вырабатываются в определенных условиях среды. Именно в этих условиях приспособления наиболее эффективны. Однако следует иметь ввиду, что приспособленность не носит абсолютного характера. Животных и с покровительственной и с предупреждающей окраской поедают, нападают и на тех, кто маскируется. Хорошо летающие птицы – плохие бегуны и их можно поймать на земле; при смене условий среды выработанное приспособление может оказаться бесполезным или вредным.

Доказательства эволюции:

1. Сравнительно-анатомические доказательства

основаны на выявлении общих и различных морфологических и анатомических особенностей строения различных групп организмов.

К анатомическим доказательствам эволюции относятся:

наличие гомологичных органов , имеющих общий план строения, развивающихся из сходных зародышевых листков в эмбриогенезе, но приспособленных к выполнению разных функций (рука – ласт – крыло птицы). Различия в строении и функциях органов возникают в результате дивергенции;

наличие аналогичных органов , имеющих различное происхождение в эмбриогенезе, различное строение, но выполняющих сходные функции (крыло птицы и крыло бабочки). Сходство функций возникает в результате конвергенции ;

– наличие рудиментов и атавизмов;

– существование переходных форм.

Рудименты – органы, утратившие свое функциональное значение (копчик, ушные мышцы у человека).

Атавизмы – случаи проявления признаков дальних предков (хвост и волосатое тело у человека, остатки 2-го и 3-го пальцев на ногах у лошади).

Переходные формы – указывают на филогенетическую преемственность при переходе от предковых форм к современным, и от класса к классу.

2. Эмбриологические доказательства.

Эмбриология изучает закономерности эмбрионального развития и устанавливает:

– филогенетическое родство организмов;

– закономерности филогенеза.

Полученные данные отразились в законах зародышевого сходства К.М. Бэра и в биогенетическом законе Э. Геккеля и Ф. Мюллера.

Закон Бэра устанавливает сходство ранних стадий развития эмбрионов представителей разных классов в пределах типа. На более поздних стадиях эмбрионального развития это сходство утрачивается, а развиваются наиболее специализированные признаки таксона, вплоть до индивидуальных признаков особи.

Биогенетический закон Мюллера-Геккеля утверждает, что онтогенез – это краткое повторение филогенеза. В процессе эволюции онтогенез может перестраиваться, что приводит к эволюции органов взрослого организма.

В онтогенезе повторяются только зародышевые стадии предков и не всегда полностью. Если на ранней стадии организм приспособлен к условиям среды, то он может достичь половозрелости, не проходя последующих стадий, как, например это происходит у аксолотлей – личинок тигровой амбистомы.

3. Палеонтологические доказательства

– позволяют датировать события древнейшей истории по ископаемым остаткам организмов. К палеонтологическим доказательствам относятся выстроенные палеонтологами филогенетические ряды лошади, хоботных, человека.

Единство органического мира проявляется в химическом составе, тончайшем строении и основных жизненных процессах протекающих в организмах.

Тематические задания

А1. Укажите пример покровительственной окраски

1) окраска божьей коровки защищает ее от птиц

2) окраска зебры

3) окраска осовки

4) окраска рябчика, сидящего на гнезде

А2. Лошадь Пржевальского приспособлена к жизни в степях Центральной Азии, но не приспособлена к жизни в

1) прериях Южной Америки

2) джунглях Бразилии

3) полупустынях

4) заповеднике Аскания-Нова

А3. Устойчивость некоторых тараканов к ядам – это следствие

1) движущего отбора

2) стабилизирующего отбора

3) одновременной мутации

4) несовершенства ядов

А4. Новые приспособления к условиям среды формируются в зависимости от

1) стремления организмов к прогрессу

2) благоприятных условий окружающей среды

4) нормы реакции организмов

А5. Приспособлением к опылению ночными насекомыми у мелких одиночных растений, служит

1) белая окраска венчика

2) размеры

3) расположение тычинок и пестиков

А6. Гомологом руки человека является

1) крыло птицы

2) крыло бабочки

3) нога кузнечика

4) клешня речного рака

А7. Аналогом крыла бабочки является

1) щупальца медузы

2) крыло птицы

3) рука человека

4) плавник рыбы

А8. Аппендикс – червеобразный отросток слепой кишки, называют рудиментом потому, что он

1) подтверждает происхождение человека от животных

2) утратил свою первоначальную функцию

3) является гомологом толстой кишки приматов

4) является аналогом кишечника членистоногих

А9. Каковы причины возникновения разнообразия органического мира?

1) приспособленность к условиям среды

2) отбор и сохранение наследственных изменений

3) борьба за существование

4) длительность эволюционных процессов

А10. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят сходство

1) плана строения организмов

2) анатомического строения

3) зародышей хордовых

4) развитие всех организмов из зиготы

А11. Филогенетические ряды некоторых относятся к доказательствам эволюции

1) анатомическим

2) палеонтологическим

3) историческим

4) эмбриологическим

А12. Промежуточной формой между позвоночными и беспозвоночными животными считается представитель

1) хрящевых рыб

2) членистоногих

3) бесчерепных

4) моллюсков

В1. К анатомическим доказательствам эволюции относят

1) сходство зародышей

2) сходство функций некоторых органов

3) наличие хвоста у некоторых людей

4) общность происхождения органов

5) окаменелости растений и животных

6) наличие ушных мышц у человека и собаки

В2. К палеонтологическим данным и доказательствам эволюции относят

1) сходство трилобитов и современных членистоногих

2) плацентарность древних и современных млекопитающих

3) существование семенных папоротников и их окаме– нелостей

4) сравнение форм скелетов древних и современных людей

5) наличие многососковости у некоторых людей

6) трехслойность строения тела древних и современных животных