Открытия зигмунда фрейда. Биография зигмунда фрейда

"Соборность" - это: - Духовное единение

«Жизнь человека - страдание, выход - в достижении нирваны» относятся к философской системе: - Буддизм

«Мир - это закономерно воспламеняющийся и потухающий огонь» - так считал: - Гераклит;

«Мировая Воля» в учении А. Шопенгауэра: - бессознательна;

«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» - это формула: - сенсуализма;

«Одномерный человек» - книга, написанная: - Г.Маркузе;

«Пространство -Время» с позиции диалектического материализма- это» - коренные условия бытия;

«Пространство и время - это формы нашего восприятия» - суждение: - субъективного идеализма ;

«Творчество есть свобода». Так мог судить: - Н.Бердяев;

«Три истины» Шакарима: - религиозное откровение, научное знание, совесть;

«У-вэй» - основной принцип школы: - Даосизма

«Философия жизни» относится к: - неклассической философии

«Человек - животное символическое» - это определение человека: - Эрнста Кассирера;

«Я мыслю, следовательно, существую». Кто автор изречения? - Р. Декарт

АВЕРРОЭС - ЭТО ЛАТИНИЗИРОВАННОЕ ИМЯ - Ибн-Рушд

АВИЦЕННА - ЗАПАДНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ИМЕНИ - Ибн-Сины

АКСЕОЛОГИЯ ЭТО УЧЕНИЕ О (дополни)… - Ценности

А-химса - это: - невреждение всего живого;

Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины в Древней Греции считались: - Высшей ценностью, идеалом свободного человека

БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ВНЕСЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ - Римского клуба

Будда в переводе означает: - просветленный

Буддисты считают, что человек страдает по причине: - желаний;

Бытие и мышление отождествлял древнегреческий философ: - Парменид;

В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена: - науке

В БУДДИЗМЕ ПУТЬ, ВЕДУЩИЙ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ СТРАДАНИЙ, ОЗНАЧАЮЩИЙ ПОЛНОЕ УГАСАНИЕ СОЗНАНИЯ (дополни)… - Нирвана

В ДИАЛЕКТИКЕ, МЕРА ЕСТЬ ЕДИНСТВО КОЛИЧЕСТВА И (дополни)… - Качество

В диалектико-материалистической философии: пространство-: - это атрибут материи;

В Древней Греции искусство вести беседу - одна из форм: - Диалектики

В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ САМАЯ РАННЯЯ ГРУППА ВЕДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НАЗЫВАЕТСЯ (дополни)... - Ригведа

В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПУТЬ, ПО КОТОРОМУ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ДОЛЖНЫ ИДТИ ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МИРОВОЙ ЗАКОН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СУЩЕСТВОВАНИЕ МИРА (дополни) … - Дао

В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ СИНОНИМ СЛОВА ГНОСЕОЛОГИЯ (дополни) ... - Эпистемология

В индийской философии «Срединный путь»- главная идея мировоззренческой системы: - буддизма;

В НЕОПОЗИТИВИЗМЕ СРАВНЕНИЕ ВСЕХ ПОЛОЖЕНИЙ НАУКИ С ФАКТАМИ ОПЫТА НАЗЫВАЕТСЯ - верификация

В процессе познания является принципиальным: - наличие субъекта и объекта познания

В процессе развития закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает: - механизм

В процессе развития закон единства и «борьбы» противоположностей раскрывает: - источник;

В ТЕОРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ, ПОСТОЯННО ПРИСУЩИЕ МАТЕРИИ СЛУЧАЙНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ОТКЛОНЕНИЯ (дополни) … - Флуктуация

В философии Нового времени было два следующих направления: - эмпиризм-рационализм

В философском анализе общества Марксу принадлежит концепция:- формационная;

В центре данного учения лежат четыре «Благородные истины»: - буддизм;

содействовие увеличению власти человека над природой

В эпоху Нового времени главной задачей науки и философии является: - содействие увеличению власти человека над природой;

В этом философском направлении выражено понятие «ли» (порядок): - конфуцианство;

Важнейшая традиция, воспринятая Аль-Фараби из античной философии: - Перипатетизм

Важнейшие философские наброски В.И. Ленина: - «Философские тетради»;

ВАЖНЕЙШИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ Г. ГЕГЕЛЯ - Феноменология духа, Наука логики, Философия права

Величайшим из дохристианских философов, «открывшим» проблему человека, является: - Сократ;

ВЕРХОВНЫМ ТОТЕМОМ, СВЯЩЕННЫМ ЖИВОТНЫМ У ПРОТОКАЗАХОВ ВЫСТУПАЛ (дополни) … - Волк

Время в традиционной казахской кулътуре: - циклическое.

Всесторонне проверенная и подтвержденная практикой гипотеза становится: - научным фактом;

Выберите концепцию пространства и времени, являющейся сейчас общепринятой, исходя из достижений науки: - реляционная;

Выберите определение истины, характеризующее позицию конвенционализма: - истина- результат соглашения ученых;

Выберите определение материи, являющееся философским: - материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

Выбрать определение категории «материя» вобравшего в себя все ниже перечисленные определения: - объективная реальность;

Выбрать проблему, составлявшую предмет дискуссии между славянофилами и западниками: - исторические судьбы России и русского народа в мире;

Выделите принцип диалектики: - Принцип всеобщей связи;

Гелиоцентрическую систему мира выдвинул: - Н. Коперник;

ГЛАВНОЕ ПОНЯТИЕ ОНТОЛОГИИ ЛЕЙБНИЦА - монада

ГЛАВНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС СВОДИТСЯ К ОТНОШЕНИЮ - мышления к бытию

Главным методом познания в эмпиризме выступает: - индукция;

ГНОСЕОЛОГИЯ - РАЗДЕЛ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, РАССМАТРИВАЮЩИЙ ПРОБЛЕМЫ - познания

ДВА УРОВНЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - эмпирический и теоретический

ДЕКАРТОВСКОЙ ТЕОРИИ ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЙ ДЖ. ЛОКК ПРОТИВОПОСТАВИЛ ТЕОРИЮ, ГДЕ СОЗНАНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК - чистая доска

Детерминизм как философский принцип - это признание: - причинно-следственной зависимости;

Догмат - это установление, истинность которого принимается: - Без доказательства

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ, СОЗДАТЕЛЬ НАУКИ ЛОГИКИ, АВТОР ПЕРВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ (дополни… - Аристотель

Духовные ценности: - Имеют и практический и неутилитарный характер

Если судить очень строго, то теория научного познания - это: - гносеология;

З.ФРЕЙДУ ПРИНАДЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ ПРОБЛЕМЫ - бессознательного

Заблуждение ума, связанное с неправильным употреблением слов, дефиниций, выражений Бэкон называл: - идолами рынка;

Закон сансары означает: - закон круговорота перерождений

ЗАРАТУСТРА - ГЕРОЙ ФИЛОСОФСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ - Ф.Ницше

ЗНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СТУПЕНЕЙ - чувственного и рационального

Идея антропоцентризма принадлежит эпохе - Возрождения

Идея диалектики впервые была обозначена в философии: - Гераклита

Изречение «Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека - траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» характерно для философской школы: - Конфуцианства

ИМЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ФИЛОСОФА ПЕРВЫМ ОБОЗНАЧИВШЕГО ПРОБЛЕМУ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ, АВТОРА ИЗРЕЧЕНИЯ: «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» (дополни) - … - Сократ

Искусство, мораль, религия, политика -это: - формы общественного сознания

Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Такая точка зрения принадлежит: - марксизму

ИСТОРИЧЕСКИ ПЕРВЫМ ТИПОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МИФОЛОГИЯ - является

Исходный пункт философского мышления Картезия: - сомнение;

К законам диалектики относится: - закон перехода количественных изменений в качественные

К ОРТОДОКСАЛЬНЫМ ШКОЛАМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОТНОСЯТСЯ – веданта, вайшешика, ньяя

К параметрам пространства относится: - высота

К параметрам пространства относится:- ширина;

К рациональному познанию относятся следующие формы-: - понятие, суждение, умозаключение

К смысложизненной (экзистенциальной) проблеме относится: - проблема жизни и смерти;

К уровням организации неживых систем можно отнести: - литосферу

Казахский просветитель, сторонник «географического детерминизма»: - Ч. Валиханов;

Какое направление средневековой арабо-мусульманской философии предлагает мистический путь постижения Бога? - Суфизм

Категорический императив Канта «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеческому и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» означает: - что надо признать человека высшим существом;

Классическое определение материи с позиции диалектического материализма дано в работе: - «Материализм и эмпириокритицизм»

Ключевой вопрос схоластики: - Как соотносятся знание и вера?

Конвенционалистская концепция истины: - истина- результат соглашения ученых

Креационизм объясняет возникновение жизни: - творением Бога

Кризис в физике был связан со следующими открытиями: - деление атома, открытие электрона

Критерием научной рациональности теории по К. Попперу является: - принципиальная опровергаемость;

КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ В МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ (дополни) ... - практика

Кто из перечисленных древнегреческих философов принадлежал к элейской школе: - Зенон

Культ "сверхчеловека" был предложен в философских произведениях: - Ницше;

ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ПЕРЕХОДА ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ НАЗЫВАЕТСЯ (дополни) …. - Дедукция

ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ПЕРЕХОДА ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ НАЗЫВАЕТСЯ (дополни) ... - Индукция

Марксизм видит источник развития: - во внутренних противоречиях;

Марксистскую философию можно характеризовать как: - диалектический материализм;

Материальным не является: - мысль;

МЕСТОМ ОБИТАНИЯ ТЕНГРИ СЧИТАЕТСЯ - небо

Методология это: - учение о научном методе познания

мироздании": - Бруно;

МИСТИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ БОГА В СУФИЗМЕ - тарикат

Мифологическое мировосприятие состоит: - в нерасчлененности, слитности, целостности миропонимания;

МУДРЕЦЫ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ФИЛОСОФИИ – Фале c , Анаксимен, Анаксимандр

Н. КОПЕРНИК ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЦОМ - гелиоцентрической картины мира

Назовите философское понятие, которое отражает процесс осмысления собственных духовных процессов, раздумья над приемами своей мысли и их социальной значимостью. - Рефлексия (принцип человеческого сознания)

НАПРАВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ, УТВЕРЖДАЮЩИЙ, ЧТО ПОДЛИННО СУЩЕСТВУЮТ НЕ САМИ ВЕЩИ, А ИХ ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ - УНИВЕРСАЛИИ … - Реализм

НАТУРФИЛОСОФы ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ - Дж. Бруно, Г.Галилей, Н.Коперник

НАУКА О БУДУЩЕМ (дополни) … - Футурология

Не относится к формам рационального познания: - Воля

Ницше считал, что продуктом христианства является: - Рабская мораль;

Новое искусство ХХ века стало «бесчеловечным», отвлеченным, холодным и ироничным, - так считал автор работы «Дегуманизация искусства»: - Ортега-и-Гассет ;

Об аполлоническом и дионисийском началах в человеке и культуре заговорил впервые: - Ницше;

ОБЩЕНАУЧНАЯ ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ (дополни)… - Синергетика

Общество является предметом исследования такой

Одним из объектов исследования структурализма является: - знаковые системы

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ - текст, автор, читатель

Определение мировоззрения: - система взглядов на мир, на место человека в мире ;

Определение философии как «любви к мудрости» ввел: - Пифагор;

ОПЫТ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ - эмпиризма

Основатели диалектического материализма: - К. Маркс и Ф. Энгельс;

Основатель даосизма: - Лао-цзы

Основная проблема, поставленная песенниками-жырау XV-XVIII вв. была: - единство народа;

Основная тенденция в эпоху Возрождения: - переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира;

Основной вопрос философии: - Вопрос об отношении Мира и Человека, материи и сознания;

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - конфуцианство и даосизм

Основным методом получения истинных фактов в “Новом Органоне” считал индукцию: - Ф. Бэкон

Основным методом получения истинных фактов считал дедукцию: - Р. Декарт

Основным понятием в философии А.Н. Бердяева является: - свобода;

ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ - человек - мир

Основоположник атомизма: - Демокрит

Основоположником европейского рационализма считается: - Р. Декарт ;

Основу неотомизма составляет философия: - Фомы Аквинского

Отражение как философское понятие означает: - любые изменения объекта в результате воздействия на него другого объекта

Пантеизм - это тождество: - бога и природы;

Патристика означает: - совокупность теолого-философских взглядов христианских мыслителей.

Первая заповедь буддизма гласит: - Жизнь есть страдание

Первая основная функция морали: - регулятивная

ПЕРВОГО МУДРЕЦА ПРОТОКАЗАХОВ, СКИФА, ДРУГА ЦАРЯ СОЛОНА ЗВАЛИ (дополни) … - Анахарсис

Первоначальным источником возрожденческих настроений принято считать: - “Божественную комедию” Данте Алигьери

Первый выдающийся представитель пантеистической философии: - Н. Кузанский;

Первый представитель восточного аристотелизма: - Аль-Кинди

ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ (дополни) … - Фалес

Первых греческих философов называли: - физики.

ПЕРИОД В РАЗВИТИИ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ТВОРЧЕСТВО ОТЦОВ ЦЕРКВИ … - Патристика

Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» (1486) высказал такую мысль о человеке, как о: - особом микрокосме;

По Аристотелю: - Материя пассивна, форма активна

По К. Марксу экономическая основа общества - это: - базис;

По мнению Фейербаха исходным пунктом философии должен быть - человек

По мнению Фейербаха: - Человек создал Бога

По своему мировоззрению Платон был: - идеалистом;

По убеждению Ф. Бэкона суть науки сводится: - к общественной пользе и улучшению жизни людей;

ПО Ф.Бэкону не относится к идолам, признакам? - Идолы Вселенной

Под субстанцией Б. Спиноза понимал: - природу и Бога;

ПОКЛОНЕНИЕ ОДНОМУ БОГУ НАЗЫВАЕТСЯ … - Единобожие

Пол Фейерабенд - это, как известно, не только ученик и критик К. Поппера, но и: - «методолог-анархист»;

Полагая, что ценность- это норма, проблему ценностей в социологию ввел: - Вебер

ПОЛОЖЕНИЕ, РАССМАТРИВАЮЩЕЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО ОТДЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ НАРЯДУ С МАТЕРИЕЙ, А ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ НИМИ КАК МЕЖСУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫРАЖАЕТ ПОЗИЦИЮ - субстанциональной концепции

ПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО НЕ ТОЛЬКО ПОЗНАНИЕ, НО И СУЩЕСТВОВАНИЕ МИРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ - ВЫРАЖАЕТ ПОЗИЦИЮ - субъективного идеализма

Понятие «Ли» означает: - Следование церемониям

Понятие движения является: - абсолютным

Понятие древнекитайской философии, обозначающее свет,

Понятие о мыслящей и протяжённой субстанции принадлежит: - Р. Декарту;

ПОНЯТИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ – карма, атман, брахман

ПОНЯТИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ – ян, у-вэй, Дао

ПОНЯТИЯ КАНТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ - вещь в себе, антиномия, категорический императив

ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА - экзистенция, пограничная ситуация, абсурд

ПОСЛЕДНЯЯ ГРУППА ВЕДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ЯВЛЯЮЩАЯСЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИМ ЯДРОМ ИНДУИЗМА НАЗЫВАЕТСЯ (дополни) … - Упанишады

Последователи Аристотелевской философии назывались: - перипатетиками ;

Права человека - это: - Общечеловеческая ценность

ПРЕДМЕТОМ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ - материального и духовного мира

Представителем «герменевтики» является: - Гадамер

Представителем критического рационализма является: - К.Поппер

Представителем периода схоластики является: - Фома Аквинский

Представителем постмодернизма является: - Ж. Делёз

Представителем структурализма является: - К.Леви - Стросс;

Представителем экзистенциализма является: - Ж-П. Сартр;

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ - И.Кант, Г.Гегель, К.Ясперс, Л.Фейербах, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше

Представители философского объединения, поставившие проблемы взаимодействия общества и природы, перспективы человечества на первое место, относились к: - Римскому клубу;

Представитель неопозитивизма: - Шлик;

Представитель экзистенциализма: - К. Ясперс

Принцип всеобщей связи принадлежит: - диалектике

Принцип двойственности Бытия характерен для: - даосизма;

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОПРОВЕРГАЕМОСТЬ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ НАЗЫВАЕТСЯ - фальсификация

Природа платоновской идеи: - Не материальна, но умопостигаема

Проблему онтологии Р. Декарт решает: - дуалистически

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНЕТАРНОГО ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ (дополни) … - Глобальные

Проверка процедуры истинности в логическом позитивизме называется: - верификация;

ПРОЗВИЩЕ «ФИЛОСОФИЯ - СЛУЖАНКА БОГОСЛОВИЯ» ПРИНАДЛЕЖИТ - Средневековью

Произведение М. Хайдеггера: - «Бытие и время»;

Производственно-потребительские ценности являются: - элементом материальных ценностей;

Против кого была направлена книга Ибн Рушда «Опровержение опровержения»? - аль-Газали;

Процесс освобождения общества от церковного влияния: - секуляризация;

Психический образ: - идеален

Работа Канта «Критика практического разума» посвящена проблемам: - морали

Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена проблемам: - гносеологии

Раздел философии, исследующий проблему человека называется - антропология

РЕНЕССАНС – ФРАНЦУЗСКОЕ НАЗВАНИЕ ЭПОХИ … - Возрождение

С точки зрения философии Канта сущность вещи познать: - нельзя

С философской точки зрения человек есть существо: - биосоциальное

светлую сторону горы, ущелья, реки есть: - ян;

Свод религиозно-этических предписаний ислама называется: - Шариат;

СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН НАЗЫВАЕТСЯ (дополни) … - Коран

СВЯЩЕННАЯ КНИГА ХРИСТИАН НАЗЫВАЕТСЯ (дополни)… - Библия

Священные тексты Древней Индии: - Веды

Сильное влияние на формирование казахской философии оказала: - суфийская традиция;

Слово "мораль" в переводе с латинского языка означает: -Нравственный

Служанкой богословия философия являлась в эпоху: - Средневековья.

Смысл теории «двойственной истины», согласно Ибн-Рушду, заключается в: - Признании самостоятельными истины веры и философского умозаключения

Согласно Ницше вместе с волей к жизни человеком движет: - "Воля к власти";

СОГЛАСНО УЧЕНИЮ НИЦШЕ, МЕСТО УМЕРШЕГО БОГА ДОЛЖЕН ЗАНЯТЬ - сверхчеловек

Сознание – это - субъективная реальность, целенаправленное отражение действительности

СОЗНАНИЕ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ - идеально

Соловьев, Флоренский представители: - религиозной философии;

СОСТОЯНИЕ, ЕДИНОЕ С БЫТИЕМ (ТАК ЖЕ РЕАЛЬНО) И ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ЕМУ (дополни) … - Небытие

Способом существования материи в марксистско-ленинской философии является: - движение;

Средневековая Европа знала Аристотеля в изложении: - Аль-Фараби

СТРОГИЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН И. КАНТА НОСИТ НАЗВАНИЕ … ИМПЕРАТИВ - категорический

Ступени познания-: - чувственное и рациональное

Субстратом всех физических процессов являются: - элементарные частицы

СФЕРА РАЗУМА ПО В.И. ВЕРНАДСКОМУ (дополни) … - Ноосфера

СХОЛАСТИКА ВОЗНИКЛА ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА (SCNOLA ), ЧТО В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЕТ … - Школа

Тезис: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но задача состоит в том, чтобы изменить его» принадлежит: - К.Марксу;

ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ А.ЭЙНШТЕЙНА ПОДТВЕРДИЛА ПРАВИЛЬНОСТЬ - реляционной теории

Теоцентризм был господствующим типом мировоззрения: - эпохи Средневековья;

Термин «ненасилие» в мировоззрение Л.Н. Толстого означает: - не причинение зла другому;

Термин «ноосфера» означает: - сфера господства разума;

ТЕЧЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ, КОТОРОЕ СЧИТАЕТ, ЧТО ПОСРЕДСТВОМ НАУКИ МОЖНО РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (дополни) … - Рационализм

ТРИ ИСТИНЫ ШАКАРИМА: НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ, РЕЛИГИОЗНАЯ ОТКРОВЕННОСТЬ И … - Совесть

Три стадии интеллектуального развития человечества по О.Конту: - теологическая, метафизическая, позитивная;

У ПИФАГОРА МЕТЕМПСИХОЗ – ЭТО УЧЕНИЕ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ (дополни) … - Душа

УЧЕНИЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ БОГ ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ С ПРИРОДОЙ … - Пантеизм

Учение о «материи» и «форме» развивал древнегреческий философ: - Аристотель;

Учение о двух Градах бытия создал: - А. Августин;

Учение о единой субстанции разработал: - Б. Спиноза

Учение о красоте, о прекрасном в философии называется: - эстетика

Учение о мире идей («эйдосов») создал: - Платон;

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (дополни) ... - Гносеология

Ф. Энгельс упрекал материалистическую философию Нового времени из-за наличия в ее чертах: - механистичности;

Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление: - синергетики;

ФАМИЛИЯ УЧЕНОГО, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА (дополни) … - Фрейд

Философия - это - наука о всеобщих законах развития всего содержания мира;

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ ОТНОСИТСЯ К - классической философии

Философия Нового времени разрабатывала проблему: - научного метода;

ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (дополни)… - Экзистенциализм

Философские взгляды Гераклита Эфесского и Зенона Элейского роднит: - стихийная диалектика;

ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ И.КАНТА - Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способностей суждения

Философский взгляд на человека по Л.Фейербаху называется: - антропологический материализм;

ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ПРИЗНАЮЩЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ДВУХ НЕЗАВИСИМЫХ НАЧАЛ МИРОЗДАНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ - дуализм

ФИЛОСОФСКОЕ НОВАТОРСТВО МАРКСИЗМА - материалистическое понимание истории

Нет такого человека, который бы не знал Зигмунда Фрейда. Благодаря ему мы понимаем многие вещи, которые с нами происходят, и можем на них влиять. Мы знаем, что такое бессознательное и как на него воздействовать. Мы можем объяснить свои поступки и поступки других людей. Мы приоткрыли для себя мир детства и осознали его силу. Фрейд дал нам надежду на обретение счастья и здоровья психики. В статье мы расскажем о семи главных открытиях этого выдающегося психолога.

  1. Бессознательное

До Зигмунда Фрейда психологи считали, что нужно и можно изучать только сознание, то есть то, что мы осознаем в данный момент времени. Фрейд первым заговорил о бессознательном как об основной части психики. По мнению Фрейда, именно из бессознательного в нашей психике все и формируется. Оно состоит из двух групп элементов. Во-первых, это примитивные инстинкты, которые никогда не были сознательными и осознанию вообще не доступны. Во-вторых, это эмоции, воспоминания, которые когда-то были осознаваемы, но потом как бы «забыты» и удалены («вытеснены») из сознания. Например, детские психотравмы, скрытые враждебные чувства и подавленные сексуальные желания.

  1. Метод свободных ассоциаций

Фрейд предложил метод, с помощью которого можно вытащить из человека вытесненные из сознания эмоции и воспоминания. Это метод свободных ассоциаций. Клиент лежит на кушетке, психоаналитик сидит у изголовья, вне поля зрения клиента. Клиент старается говорить свободно, без ограничений все, что ему приходит в голову и виде свободных ассоциаций для того, чтобы психолог мог проследить мысли клиента вплоть до самых истоков и помочь ему осознать и разрешить конфликты, которые влияют на его жизнь на подсознательном уровне.

  1. Либидо как ведущий инстинкт, ведущая энергия человека

Фрейд утверждал, что сексуальность - это ведущий инстинкт, ведущая энергия, которая влияет на поведение человека. Сексуальную энергию он называл либидо. Либидо циркулирует по телу человека, и в зависимости от возраста находится в определенной части тела. Отсюда и выделение Фрейдом несколько стадий психосексуального развития личности, о которых мы расскажем в следующем пункте. А здесь хочется несколько слов сказать о таком механизме как сублимация. Его тоже открыл Фрейд.

Сублимация - это перемещение неизрасходованной сексуальной энергии на приемлемые для личности и общества цели - творческую, религиозную, политическую или иную культурно и социально значимую деятельность. Сублимацию иногда называют механизмом «успешной личностной защиты», так как она подобно отводным каналам нейтрализует излишки сексуальной энергии.

  1. Психосексуальные стадии развития личности

По мнению Фрейда, личность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. 0-18 мес. - оральная стадия (либидо находится в области рта), 1,5-3 года - анальная (энергия либидо смещается в область кишечника), 3-6 лет - фаллическая (либидо циркулирует в области половых органов). Далее следует стабилизация - латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), а с 12 до 18 лет - генитальная стадия (либидо опять возвращается в область половых органов).

Каждая из этих стадий имеет очень важное значение для развития психики человека. Ребенок проживает определенные кризисы и формирует долговременные установки, ценности и черты характера.

  1. Три структуры личности

По Фрейду личность человека состоит из трех структур: Я (сознание или Эго), Оно (бессознательное) и Супер-Я (или Супе-Эго - надстройка над Я (Эго), которая отвечает за совесть, мораль, нравственные принципы). Супер-Я контролирует сознание, не давая человеку выйти за рамки дозволенного.

Фрейд писал, что внутри нас все время происходит борьба между этими тремя структурами. Но главная битва происходит в возрасте от 3 до 5 лет, когда между этими структурами устанавливается иерархия (кто главнее?). Эта иерархия сохраняется на всю жизнь и определяет ее. Если побеждает Я (Эго), человека можно признать условно здоровым. Если Супер-Я - то вырастет невротик, если Оно - то это уже тяжелый случай, тут может развиться даже психоз. Иерархия устанавливается в процессе выстраивания отношений с родителями или, как считал Фрейд, в процессе проживания Эдипова комплекса (для мужчин) и комплекса Электры (для женщин).

  1. Эдипов комплекс/комплекс Электры

В возрасте от 3 до 5-6 лет либидо находится в области половых органов. Фрейд назвал эту стадию развития человека фаллической. Именно на фаллической стадии мальчик проживает Эдипов комплекс, а девочка - комплекс Электры. Суть этого комплекса в том, что ребенок испытывает сильные импульсы любви к родителю противоположного пола. Мальчик хочет жениться на маме, а девочка выйти замуж за папу. Соответственно мальчик испытывает агрессию к отцу (как к сопернику), а девочка к матери. И это нормально.

Если период пройден благополучно, то ребенок вырастает относительно здоровой личностью. Но благополучно - это как? Фрейд дает такое объяснение: должна произойти идентификация с родителем своего пола: мальчик должен решить стать таким же умным, мужественным и т.д. как папа. Тогда он может рассчитывать, что когда вырастет, то встретит женщину, похожую на маму. То есть он отказывается от своих притязаний на мать и решает идентифицироваться с отцом, а девочка соответственно с матерью. У ребенка появляется модель, на которую он может ориентироваться. Он осознает свою половую принадлежность, которая, по мнению Фрейда, с этого момента неизменна. Если есть нарушения, то они происходят именно в этот период.

Если нет идентификации с родителем своего пола, происходит фиксация на фаллической стадии развития. Ребенок не выходит из Эдипова комплекса (или комплекса Электры), из-за чего в будущем возникают проблемы в создании отношений. Поясним, что значит «не выходит из комплекса». Это значит, что он не оставляет притязаний на мать или отца (например, в неполных семьях, где у мальчика нет модели для идентификации). Такие мужчины всю жизнь живут с мамой, долго не женятся, ищут женщину, похожую на мать.

Девочка, не прошедшая эту стадию благополучно, будет искать мужчину-отца, сильно старше себя, заботливого и похожего на папу.

  1. Защитные механизмы Эго

Фрейд впервые ввел это понятие в 1894 году в своей работе «Защитные механизмы». Он полагал, что сознание должно предпринимать какие-то действия для снижения разрушительного влияния тревоги и напряжения. В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного подсознательного отрицания или искажения действительности, то есть к самообману. Эго (сознание) защищает человека от угрозы, искажая эту самую угрозу. Фрейд выделял такие механизмы защиты как вытеснение (подавление), отрицание реальности (игнорирование), рационализацию, проекцию, компенсацию и другие. Фрейд также ввел новый научный термин - трансфер (перенос запрещенных чувств, желаний на более безопасный объект). Этим термином он объяснил «влюбленность» пациенток в своего психотерапевта, который выступает для них в роли отца.

А.И. БЕЛКИН

Работу над одним из самых любимых своих произведений, о величайшем художнике и ученом Леонардо да Винчи, Зигмунд Фрейд начал в октябре 1909 года.

Книга впервые была опубликована в мае 1910 года под заголовком "Воспоминание о детстве Леонардо да Винчи" в издательстве "Дойтике" (Лейпциг и Вена). Второе издание вышло в 1919 году, третье — в 1923 году. В двух последних изданиях есть существенные поправки.

О Леонардо написано огромное количество книг: биографических, исторических, психологических, искусствоведческих, философских. Казалось бы, найти еще один угол зрения, который позволил бы по-новому понять жизнь и творчество великого художника и исследователя, уже невозможно. Но Фрейд нашел.

Работа представляет собой первый опыт психоанализа личности великого человека. Сложно ответить на вопрос, почему Фрейд остановился на Леонардо, родившемся в середине XV в., биографические данные о котором, естественно, далеко не полны, тем более, если подходить к ним с психоаналитических позиций, где важны мельчайшие детали, особенно - относящиеся к раннему детству.

Интерес к чарующей и таинственной личности Леонардо да Винчи возник у Фрейда задолго до того, как появилась идея написать о нем очерк. Есть основание считать, что этот интерес особенно вырос в связи с такими его работами, как "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Навязчивые действия и религиозная практика" (1907), "Анализ фобии пятилетнего мальчика" (1909) и др.

Прежде чем остановиться на психоаналитической трактовке образа Леонардо да Винчи, по-видимому, следует попытаться понять те мотивы, которые побудили Фрейда заняться личностью Леонардо, несмотря на то, что Фрейд уже в самом начале работы предвидел, какая буря негодования и возмущения последует за выходом в свет этого труда.

Мне кажется, что, несмотря на четыре века, разделяющие Фрейда и Леонардо, в структуре их личности, особенностях мышления, отношении к науке и восприятии мира есть нечто сходное. По-видимому, это ощущал и З.Фрейд. Не исключено, что чувство духовной близости с Леонардо и побудило основателя психоанализа заняться образом художника и ученого, наделенного удивительно разносторонними дарованиями.

Чем глубже вчитываешься в очерк "Леонардо", тем сильнее ощущаешь связь автора с объектом исследования. Не случайно Фрейд так горячо говорит об интеллектуальном одиночестве Леонардо, о том мужестве, с которым он бросал вызов современникам. Никто и ничто, как полагает Фрейд, не в силах умалить величие Леонардо, который жертвовал собой во имя познания нового.

Многие события жизни выдающегося художника в известной степени перекликаются с биографическими данными самого З.Фрейда. Речь идет о нападках современников на научные идеи Леонардо и о критике теории Фрейда современниками. И тот и другой, будучи великими психологами, стремились проникнуть в глубины человеческих страстей, хотя один использовал для этого возможности живописи, а другой - психоанализа.

И Леонардо, и Фрейд разработали свои, никем до них не применявшиеся методы работы. Однако путь нововведений, как известно, всегда тернист. Эксперименты Леонардо с новыми красками, цветом, формой загубили некоторые его полотна; психоанализ с первых своих шагов подвергался многочисленным нападкам, его автора обвинили в авантюризме, болезненном фантазировании и даже безумии. Фрейд обращает особое внимание на то, что Леонардо отверг постулаты религии, а в своей исследовательской работе "отдалился от миросозерцания верующего христианина". Не случайно, по мнению Фрейда, в образах святых, изображенных художником, нет и следа церковного догматизма; святые Леонардо - люди во всем многообразии и величии человеческих чувств.

Наиболее ярко это можно видеть на примере "Тайной вечери" - одного из лучших творений художника. Леонардо изобразил здесь не Христа, сообщающего о предательстве одного их учеников, ибо в этом случае единственной действующей фигурой был бы Христос. Художник выбрал момент, когда, придя в себя от неожиданной вести, апостолы бурно выражают свои эмоции, искренность которых, однако, нуждается в подтверждении, поскольку и мимика, и характер чувств, как известно, контролируются сознанием. И Леонардо находит замечательный прием. Это руки, за которыми наше внимание обычно не следит должным образом. Именно этот прием создает атмосферу особой таинственности в картине. Мимика, дополненная жестами рук, показывает разнообразие эмоциональных реакций людей на одно и то же событие.

Можно провести еще одну аналогию между творчеством Леонардо да Винчи и Фрейда. Это - наличие двух условно выделенных ступеней познания. В живописи Леонардо первая ступень - это сосредоточение на проблеме внутреннего мира изображаемого образа, на его психологической сути, а вторая - это познание области, отражающей внешний мир, того, что является естественным продолжением нашего Я. У Фрейда анализ внутреннего мира человека, вскрытие глубин бессознательного - это первая ступень познания. Вторая же ступень - это перенесение установленных закономерностей на мир за пределами Я, в сферу социологии, истории, философии, искусства, религии.

Интересно, что и Леонардо да Винчи, и Фрейд стояли на позициях последовательного детерминизма, подчеркивая причинную обусловленность наблюдаемых ими явлений. Оба предвосхитили дальнейший путь науки, отказавшись от стереотипных моделей исследования, догматических установок и традиционного мышления.

Все это требовало мужества и безграничной веры в познаваемость законов природы, в то, что разум, воображение способны проникнуть в суть наблюдаемых явлений.

Экспериментальный метод, открытый великим флорентийцем, послужил развитию многих областей техники и естествознания. Леонардо да Винчи понимал огромную ценность такого подхода и считал звание "экспериментатора" самым высоким титулом.

И вновь я обращаюсь к провидцу из Вены, к его методу психоанализа, открывшему перспективу для разработки новых видов лечения психических расстройств, позволившему проникнуть в мир бессознательных влечений, внутренних конфликтов и защитных механизмов человеческий психики, по-новому взглянуть на процессы творчества. С этих позиций Фрейд и подошел к анализу привлекательной для него личности великого художника и ученого.

Однако, помимо сходства, существует, и это вполне естественно, ряд различий в их восприятии действительности.

На одном таком примере я хотел бы остановиться. Речь пойдет об отношении к женщине. В рисунках Леонардо всегда присутствует элемент уважения и, пожалуй, преклонения перед материнской любовью, совершенством женской красоты, милосердием, полном психологической глубины достоинством и богатством ее личности (набросок картин "Леда", "Поклонение волхвов", "Мадонна в скалах", "Портрет Лукреция Кривелли", "Святая Анна с Марией и Иисусом", "Джоконда" и др.).

Во взглядах Фрейда почти нет места для описания одухотворенной женской любви; многое сведено к проявлению сексуальной энергии, ранним детским впечатлениям, преодолению внутренней амбивалентности, физиологическим потребностям, подчинению инстинктивным Я и Сверх-Я. Фрейд видит в женщине скорее "нарциссическое существо", а в ряде работ женщина выступает у него просто как "сексуальный объект", который мужчина должен завоевать. Другими словами, Фрейд упрощает проблему. Он пишет об "объектах любви", поскольку либидо не зависит от того, направлено ли оно на другие объекты или на собственное Я. Любовь, по Фрейду, в известной степени сводима к сексуальной энергии. Другими словами, любовь - не более чем инстинкт, направленный на "объект". Фрейд не видит качественного отличия любви взрослого человека от любви ребенка, ибо оба, в определенном смысле, любят тех, кто их кормит. Однако в последних своих работах Фрейд подчеркивает, что отец "представляется ребенку наиболее благотворным и величественным мужчиной, а мать - самой дорогой и любимой женщиной".

Проблема научной «истины»

Когда Фрейд начал свои исследования в области психологии бессознательного, его метод считался абсолютно ненаучным. Критики говорили о недостаточности и малой достоверности фактического материала, на который он опирается, об отсутствии статистики и невозможности точного воспроизведения исследуемого явления, без чего нельзя проверить истинность теории или гипотезы.

Область знаний, которой посвятил себя Фрейд, нуждалась в новом, нетрадиционном подходе. Эта область - бессознательная сфера - так же индивидуальна у каждого человека, как и его характер. Поэтому требование точной воспроизводимости явления выглядит здесь не только малопринципиальным, но и малореальным. Однако отказ от воспроизводимости был восполнен Фрейдом строжайшим детерминизмом и привлечением материалов, относящихся к другим сферам знаний (физиологии, мифологии, истории, социологии); иными словами, данные о бессознательной области нашей психики могут быть аналогичными событиям, имевшим место в другие исторические периоды. Похожесть событий свидетельствует об их едином генезисе и может использоваться, по мнению З.Фрейда, для объяснения многих проявлений бессознательного. Фрейд подчеркивал, что при изучении бессознательного важно уловить отдельные, исключительные по своей значимости события самого раннего детства, где прошлое соприкасается с будущим, рассмотреть тот "пункт", с которого начинается новый путь развития личности, определяющий бесконечное многообразие индивидуальных проявлений человека.

Естественно, возникает вопрос, может ли психоанализ, исследующий бессознательную сферу, быть принят как научная теория? Известно, что на сегодня в науке существуют три главных критерия, основываясь на которых, может быть принята та или иная теория. Это - внутренняя согласованность этой теории, соответствие ее эмпирическим фактам и отсутствие другой теории, которая могла бы доскональнее и убедительнее объяснить исследуемое явление. По моему глубокому убеждению, психоаналитическая теория удовлетворяет указанным весьма серьезным требованиям и может быть отнесена к области современной науки в той же степени, что и многие физические теории.

Опираясь на огромный психоаналитический опыт, Фрейд полагал, что источник человеческой страсти к познанию надо искать в ранних впечатлениях ребенка и что "ненасытная любознательность связана с сексуальным влечением". По его мнению, страсть к исследованию у человека способна заменить собой часть сексуальной жизни. Такой человек, следовательно, будет предаваться исследованиям с той же страстью, с какой другой отдается любви.

Понять человеческие страсти, их энергетический заряд было целью Фрейда. Но, к сожалению, в то время, когда он работал, психиатрическая эндокринология как наука только зарождалась. Точно было известно лишь то, что половые гормоны обладают мощным влиянием и на тело и сексуальность. Причем сексуальность рассматривалась как источник всех побуждений, в ней видели физиологические корни многих психических явлений, в том числе и патологических. Открытия последних лет показали, что в организме имеются десятки различных гормонов, вырабатываемых не только специальными эндокринными железами, но отдельными структурами головного мозга. К удивлению многих ученых оказалось, что в новой науке о связи гормонов и психики догадки З.Фрейда были на грани пророчества.

Фрейд приводит серию доказательств о связи либидо с детской пытливостью к приобретениям новых знаний. Он ссылается на случаи из своей врачебной практики, на наблюдения повседневной жизни, использует опыт психоанализа детей, прибегает к мифологии, подтверждающей (хотя и косвенно) его теоретические построения.

В результате подробного анализа полученных данных Фрейд выделил три типа связи ранних сексуальных интересов с детской любознательностью. Первый тип - падение или "парализация" любознательности и ограниченность свободы умственной деятельности на протяжении всей жизни. Второй - подавленные в детстве сексуальные интересы возвращаются из бессознательного в виде склонности к "навязчивому анализированию". И, наконец, третий тип, по Фрейду, самый редкий и совершенный, в силу "особого предрасположения" избегает как умственной задержки, так и невротической навязчивости. Здесь либидо с самого начала сублимируется в любознательность и тем самым усиливает стремление к исследованию.

В то же время З.Фрейд подчеркивает, что, к сожалению, биографические сведения, столь необходимые для психоанализа, ускользают от внимания наблюдателей даже в отношении современников.

Для Фрейда было важно не получить окончательный вывод, а как можно ближе подойти к общей теории формирования личности. К чести ученого надо отметить, что он не боялся ошибок. Он допускал, что в науке возможны неправильные, но потенциально полезные гипотезы и теории, на основе которых нередко рождаются открытия. И, видимо, не случайно во многих своих работах Фрейд повторяет, что психоанализ - не законченная теория, что он подлежит дополнению и пересмотру на основе новых фактов. Одну гипотезу сменит другая, которая не обязательно будет полным отрицанием предыдущей, она может оказаться ее дальнейшим развитием, дополнением, модификацией. Важнейшим элементом научного подхода Фрейда является внимание к индивидуальным и субъективно значимым проявлениям психики. Фрейд пытался исследовать произносимые или написанные человеком слова не буквально, а уяснить себе, что они значат в конкретной ситуации, в каком контексте следует их рассматривать. Подобный подход к субъективности на деле повысил объективность фрейдовского метода, показав, что слово в соответствующем контексте является знаком уникального переживания.

В этой связи удивительно искусство Фрейда интерпретировать малосущественные жизненные эпизоды, воссоздавать реальность из многочисленных случайностей, добытых в результате догадки или скрупулезной интерпретации. Эта способность Фрейда улавливать мельчайшие нюансы в рассказе пациента, толковать его сновидения, ассоциации, фантазии вызывает восхищение. Кроме того, Фрейд нередко отмечает и недостатки собственной интерпретации, сложность создавшейся ситуации и даже возможности иной трактовки. Благодаря этому предлагаемые заключения не выглядят натянутыми или упрощенными, а, наоборот, принимаются с большим доверием.

Величие фрейдовского подхода к изучению иррационального - в способности увидеть принципиально значимые факты там, где их меньше всего можно было ожидать, "освободить" эти факты от предрассудков, выдвинуть новую гипотезу, попытаться ее доказать, а когда надо, то и пересмотреть ее на основе новых данных.

Реальность и домыслы

В работе, посвященной психоаналитическому исследованию личности Леонардо, З.Фрейд не только развивает проблемы, изучаемые им ранее (ранние детские впечатления, Эдипов комплекс, значение либидо и вытесненных комплексов в формировании характера и поведения), но и предваряет главные направления своих будущих работ в этой области.

Применив психоаналитический метод, Фрейд, естественно, коснулся интимных сторон жизни великого художника. Главная идея, которую он проводит, заключается в том, что истоки творчества Леонардо да Винчи в значительной мере обусловлены детскими впечатлениями.

Фрейд устанавливает тип взаимосвязи между ранней сексуальностью и развитием любознательности у Леонардо. По его мнению, у великого художника был самый редкий тип этой взаимосвязи, благодаря которому либидо Леонардо превратилось в страсть к познанию и заменило собой половую деятельность.

Фрейд стремился использовать любые доступные ему сведения, опираясь и на высказывания самого Леонардо. Именно из-за недостатка фактов он вынужден постоянно пользоваться методом интерпретации детских фантазий Леонардо и некоторых описок, встречающихся в работах великого художника, выстраивать собственные конструкции, учитывая мельчайшие детали. Иногда Фрейд буквально на голом месте строит свою гипотезу, используя весьма сомнительный прием, названный "перевернутым толкованием". Речь вдет о том, что определенный психологический феномен внешне может проявляться в его отрицании. Например, за излишней демонстрацией любви нередко скрывается подавленная ненависть, а бравада и высокомерие часто сопутствуют неуверенности. Однако предположение, что нечто означает свою противоположность, нуждается в серьезном доказательстве. Без этого ценность представленных построений может быть сведена к нулю.

Давая первый набросок психоаналитического образа Леонардо, Фрейд стремится не только описать тот или иной факт его жизни (это он всегда делает мастерски), но и отыскать те движущие силы, внутренние психологические механизмы, которые вызвали данный феномен.

Рисуя "динамику" узловых моментов становления личности Леонардо, Фрейд стремился тем самым максимально объективизировать свою работу. Изучение данных биографии художника привело Фрейда к заключению, что ненасытная жажда познания, необычайная любознательность не давали художнику возможности целиком отдаваться живописи. Поэтому рисовал он медленно, часто с большими перерывами, отвлекаясь на многочисленные научные проблемы. Все аффекты Леонардо были обузданы и подчинены одному стремлению - исследовать. Другими словами, по Фрейду, незаконченность ряда картин и медлительность в работе художника связаны со страстью Леонардо к науке, к его бесконечному экспериментированию, исследованию непознанного. При этом нередко живопись отходила на второй план. Но едва ли, при всем уважении к Фрейду, этот вывод можно принять окончательно. Скорее всего, к художественному творчеству Леонардо относился так же, как и к своим научным исследованиям. Живопись была для него той же исследовательской работой, которая, как известно, практически никогда не может считаться законченной.

Леонардо принимал заказы как живописец, но исполнял их как ученый. Анализ его полотен позволяет сделать предположение, что в области живописи он черпал силы не только в Оно, но и в своем Эго-идеале, которое связано образами любви, материнским началом и где на первом месте стоят совесть, мораль, ответственность человека перед обществом. И, видимо, не случайно в картинах Леонардо можно увидеть концептуальный подход художника к человеку. Вершиной подобного отношения к произведениям живописи являются такие картины Леонардо да Винчи, как "Тайная вечеря", "Мадонна в скалах" и др.

В книге о Леонардо дан первый набросок взаимоотношений между психоанализом, искусством, религией и наукой; намечен подход к судьбе "заторможенных" и "сублимированных" влечений.

Читая эту работу Фрейда, постоянно ощущаешь, что автор не только симпатизирует своему герою, но и испытывает к нему духовную близость. Может быть, именно поэтому Фрейд, к сожалению, нередко принимает желаемое за действительное. Несмотря на многочисленные оговорки о скудности материала и огромных трудностях получения достоверных данных, он, вдохновленный желанием подтвердить выдвинутую гипотезу, иногда теряет объективность, придавая искусственную значимость тому или иному событию. Свобода и сила воображения Фрейда вступают здесь в противоречия с объективностью. Дисциплина научного мышления неожиданно ослабевает. И автор выстраивает свои конструкции на основе крайне недостаточных данных, что, естественно, приводит к нечетким (а порой и сомнительным) заключениям.

Примером может служить вывод о наличии у Леонардо "идеальной гомосексуальности". Данные, приводимые на этот счет, весьма расплывчаты и произвольны в интерпретации. Так, в качестве доказательства приводятся следующие суждения: "Леонардо был примером строгого полового воздержания, какое трудно ожидать от художника и изобразителя женской красоты...", "...сомнительно, чтобы Леонардо когда-нибудь держал женщину в любовных объятиях...", "...когда он (Леонардо. - А.Б.) жил еще учеником в доме своего учителя, на него и других юношей поступил донос по поводу запрещенного гомосексуального сожития. Расследование окончилось оправданием". Отношение Леонардо к своим ученикам, "...которые жили с ним, по тогдашнему положению, одной жизнью, не выливалось в половой акт. Впрочем, в нем нельзя и предполагать сильной половой активности".

Из текста книги следует, что гомосексуальность выявлялась у Леонардо в виде полного аскетизма и асексуальности, доброго отношения к своим ученикам, желания носить красивую одежду, держать слуг и лошадей...

Чувствуя "притянутость" подобных доказательств, Фрейд отмечает, что научное суждение, включающее интерпретацию того или иного положения, должно всегда оставаться критическим. Только в этом случае оно способно приблизить нас к реальности и освободить от догматических построений, столь глубоко вошедших в нашу психику.

Говоря о детской фантазии Леонардо, связанной с "коршуном", следует отметить дискуссионность представленных Фрейдом данных. С этой целью я приведу короткую выдержку из статьи, напечатанной в качестве предисловия в книге Зигмунда Фрейда "Леонардо", изданной в Италии в 1975 году:

"Так как мы располагаем очень немногочисленными данными о детстве Леонардо, то Фрейд для своей аналитической реконструкции прежде всего пользуется уникальным воспоминанием, которое великий художник сохранил со времени своего детства. Это какая-то таинственная и сказочная фантазия, по которой какой-то коршун сел на его колыбель, открыл ему рот хвостом и несколько раз толкнулся хвостом в его губы. Фрейд достаточно подробно развил интерпретацию этого воспоминания, пытаясь связать ее с событиями любовной и интеллектуальной жизни Леонардо, характеризовавшейся, по его мнению, мощнейшим сексуальным влечением и почти абсолютной сублимацией его в неистребимую жажду познания. Но в самой интерпретации этого воспоминания Фрейд совершает серьезную ошибку. Придерживаясь немецкого перевода воспоминания Леонардо, в котором "коршун" передавался словом "гайр" (т.е. ястреб), а не "милан" (т.е. коршун), как было бы правильно, Фрейд пускается в целую серию рассуждений о значении верований и мифологических образов, связанных именно с ястребом. Такие рассуждения теряют во многом свою ценность из-за заблуждения, в какое впал Фрейд". (Перевод с итал. Л.Д.Каневского ).

Как Фрейд и предполагал, его первая психоаналитическая биография великого человека вызвала бурное негодование одних ученых и восторг других.

Многие друзья и ученики З.Фрейда (К.Юнг, КАбрахам, А.Цвейг и др.) восторженно отзывались об этой работе, указав на огромную важность публикации первой психоаналитической биографии не только для развития теоретических построений, уже изложенных в предыдущих трудах, но и для становления принципиально нового направления в психоанализе.

Однако огромное число психологов, психиатров и даже психоаналитиков упрекали Фрейда в отсутствии у него достаточного материала, объективных данных о личности Леонардо и даже в авантюризме... Но чаще всего ученого упрекали за то, что он посмел подвергнуть столь откровенному клиническому разбору великого человека, говорить о его сексуальных отклонениях, фантазиях, интимных сторонах жизни. В этой связи не следует забывать о степени самораскрытия самого Фрейда, когда он в качестве клинического материала представил на суд современников и потомков свои самые сокровенные влечения и желания. Этого требовал его психоаналитический метод.

История подтвердила правоту основных положений З.Фрейда, психоанализ позволил по-новому увидеть не только человека, но и окружающий его мир. И не случайно в наш век специалисты по психоанализу нередко оказываются в роли социальных экспертов. С ними консультируются по поводу преступности, национализма, теневой стороны политической власти, образования различных социальных течений (например, феминизма), движущих мотивов политических лидеров и путей повышения творческого потенциала людей науки и искусства.

Если творчество З.Фрейда в целом разделить на две половины, то с одной стороны окажутся исследования о бессознательном, причинах психических расстройств и их лечении, а с другой - большие философские сочинения ("Моисей и монотеизм", "Достоевский и отцеубийство", "Неудовлетворенность культурой" и т.д.). Между обеими этими "половинами" я поставил бы труд о Леонардо. Книга эта не лишена романтического пафоса, написана блестящим, пожалуй, даже филигранным языком. Читая размышления З.Фрейда о необъективности биографов, невольно идеализирующих образ своего героя, еще раз ощущаешь удивительно доброе отношение автора к объекту своего исследования.

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЗИГМУНД ФРЕЙД. ОТКРЫТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА

1. Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда.

2. Лечение истерии - ключ к пониманию бессознательного.

3. Бессознательные механизмы психики.

4.Структурная модель психики.

5. Детская сексуальность и учение о характерах.

6. Эдипов комплекс

7. Толкование сновидений.

8. Психопатология обыденной жизни.

9. Остроумие и его отношение к бессознательному.

10. Культура и религия.

11. Происхождение и перспективы культуры.

12. Психоанализ как метод объяснения и понимания социо-культурных процессов.

РАЗДЕЛ 2. КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

1. Юнг - человек и мыслитель. Вехи жизненного пути.

2. Врачевание души как проблема культуры.

3. Юнг и Фрейд.

4. Бессознательное и сознание.

5. Символы культуры.

6. Процесс индивидуации.

7. Психологические типы.

8. Массовая психология и политика.

РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

1. Альфред Адлер: жизнь и творчество.

2. Адлеровская критика Фрейда и философские основы психоанализа.

3. Комплекс неполноценности.

4. Компенсация и сверхкомпенсация. Невротический характер.

5. Социальное чувство.

6. Прототип личности и индивидуальный стиль жизни.

РАЗДЕЛ 4. КАРЕН ХОРНИ: ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА .

1. Творческий портрет К. Хорни и направленность психоанализа.

2. Мужская и женская психология. Проблемы брака.

3. Природа человека, культура и генезис неврозов.

4. Невроз и "базовая тревога".

5. Типы потребностей общения и типы неврозов.

6. Необходимость самоанализа и задачи психотерапии.

РАЗДЕЛ 5. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ЭРИХА ФРОММА

1. Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение.

2. Психоаналитическое просвещение.

3. Учителя человечества. Спор с Марксом и Фрейдом.

4. Природа человека и экзистенциальный опыт.

5. Экзистенциальная антропология.

6. Историческая индивидуация и "бегство от свободы".

7. Человеческие потребности и "подлинный" способ жизни.

8. Социальный характер.

9. Коллективное бессознательное.

ВВЕДЕНИЕ

Что такое психоанализ?

В самом общем смысле - это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание - это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находятся первоисточники многих наших чувств и мыслей. Здесь накапливаются до конца неосмысленные, неотреагированные переживания, происходит синтез единичных впечатлений и разложение целостных, но случайных образов, которые человек воспринимает во время бодрствования, в конкретной ситуации.

В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются "роковые решения", вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология - пронизаны бессознательными мотивами.

Первая и универсальная задача психоанализа - это расшифровка, истолкование, осмысление всего того нового, неожиданного, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим. Если кто-нибудь из старых знакомых внезапно изменяет к нам отношение, мы стараемся найти этому объяснение в его характере, биографии. В быту, политике, искусстве всегда присутствует психоанализ.

Можно сказать, что психоанализ всегда присутствовал в культуре как необходимый и естественный ее компонент, принимая иногда форму дружеского диалога, наставительной беседы, объяснения в любви, церковной исповеди, зрительского участия в спектакле или читательского размышления о судьбе героя. Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в вид терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке - вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся социальной мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.

Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усилившейся конфликтности.

Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом, объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности и также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Не будет преувеличением, следуя Фрейду, назвать психоанализ "коперниканским переворотом", поскольку он открыл подходы к пониманию многих явлений, которые раньше наукой игнорировались, принимались как нечто очевидное или объяснялись как результат пережитков, человеческой глупости и порочности. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

Необходимо различать три проблемно-теоретических слоя в психоанализе . Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами : свободных ассоциаций, толкования сновидений, группового тренинга и другими. Цель практического психоанализа - это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.

Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности . Она складывалась у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, такими, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.

По поводу конкретного пациента лечащему врачу желательно иметь "одну теорию", с тем, чтобы поставить диагноз и последовательно вести лечение. Но по поводу "психики вообще" как человеческого феномена может существовать множество теорий, благодаря конкуренции которых поддерживается научная дискуссия, ставятся эксперименты и добываются новые знания. В психоанализе как научном движении очень быстро произошло размежевание на ряд течений. Пять психоаналитических течений, развитых его основоположниками, представлены в настоящем пособии. Но за пределами нашего внимания осталось еще очень много концепций, с которыми читатель легко сможет познакомиться - поток литературы по психоанализу непрерывно растет.

Наконец, третий теоретический слой психоанализа касается таких предметов как человеческая природа, эволюция человека, взаимоотношения полов , происхождение и роль культуры, взаимодействие культуры и личности, социо-культурные причины невротизма. При обсуждение этих предметов психоанализ вливается в общую антропологию, этнологию, социальную философию. Объясняя о происхождении и функциях культуры, таких ее форм, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы. Свои клинические наблюдения и свой метод неврозов каждый психоаналитик использует в качестве исходного пункта для объяснения массовых социо-культурных процессов. Таким образом, религия, взаимоотношения полов, культура получают разную трактовку, например, у Фрейда, Юнга и Хорни.

Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР - запрятаны в спецхран.

Поток критической и комментаторской литературы о психоанализе не иссякает. В самом психоанализе появляются все новые направления, которые выдвигают на первый план те или другие бессознательные механизмы. Влияние психоанализа ощущается в искусстве, массовом и научном сознании. Психоанализ перестроил систему ценностей целого поколения людей в Европе и США. По мотивам раскрытых психоанализом коллизий написано множество драм, новелл, романов. Ими увлекались выдающиеся мастера искусства С. Цвейг, Т. Манн, Д. Лоуренс, Ф. Кафка, С. Дали, Т. Уильямс, А. Миллер, Ш. Андерсен и многие другие. Американский психолог Л. Триллинг писал в 1955 году: "Фрейдистские идеи прочно обосновались в нашей культуре - психиатрия, прежде всего, воспитывается на них. Они имеют решающее влияние на образование и воспитание, чрезвычайно важны в антропологии, социологии, литературоведении. Даже теология должна принимать их в расчет. Мы можем сказать, что они стали интегральной частью нашего современного интеллектуального аппарата".

Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30е годы на русском языке в основанной проф. Д. А. Ермаковым "Психоаналитической библиотечке". Среди советских марксистов были в то время сторонники и противники психоанализа. Первые акцентировали его естественно-научные, материалистические основания, атеизм, разоблачение идеологии как "рационализации" классовых интересов. Другие обращали внимание на мифотворчество Фрейда, указывали, что психоанализ преувеличивает роль психических, внутриличностных конфликтов и не изучает социальных конфликтов, национальной и классовой специфики культуры.

В течение нескольких десятилетий (с середины двадцатых до начала шестидесятых годов) психоанализ в СССР фактически находился под запретом. И только с середины восьмидесятых годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и других крупнейших психоаналитиков. Сегодня многие образованные люди в нашей стране знакомы с психоанализом. Но обилие психоаналитической литературы, множественность оценок психоанализа, сложность идей, отсутствие в сегодняшней социо-гуманитарной литературе хорошо разработанной методологии - все это рождает потребность в обзорной, систематизирующей учебной литературе.

Зигмунд Фрейд (полное имя – Сигизмунд Шломо Фрейд ) – австрийский психолог, невролог и психиатр. Ему принадлежит заслуга основания психоанализа – теории об особенностях поведения человека и причинах этого поведения.

В 1930 году Зигмунд Фрейд был удостоен премии Гёте , именно тогда его теории получили признание обществом, хотя и оставались «революционными» для того периода времени.

Краткая биография

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрайберг (современная Чехия), население которого насчитывало около 4500 человек.

Его отец — Якоб Фрейд , был женат во второй раз, от первого брака у него было двое сыновей. Занимался он торговлей тканями. Мать Зигмунда – Натали Натансон , была вдвое моложе отца.

В 1859 году из-за вынужденного закрытия бизнеса главы семейства, семья Фрейдов переехала сначала в Лейпциг, а затем в Вену. Зигмунду Шломо было на тот момент 4 года.

Период учебы

Первое время Зигмунда воспитывала мать, но вскоре этим занялся отец, который хотел лучшего будущего для него и всячески прививал сыну любовь к литературе. Это у него получилось и Фрейд-младший сохранил эту любовь до конца своей жизни.

Учеба в гимназии

Прилежность и способность к обучению позволили Зигмунду в 9 лет поступить учиться в гимназию – на год раньше обычного. На тот момент у него уже было 7 братьев и сестер . Родители выделяли Зигмунда за его талант и стремление изучать все новое. Вплоть до того, что остальным детям запрещалось заниматься музыкой, когда он занимался учебой в отдельной комнате.

В 17 лет юный талант окончил с отличием гимназию. К тому моменту он увлекался литературой и философией, а также знал несколько языков: немецкий в совершенстве, английский, французский, итальянский, испанский, учил латынь и греческий.

Не нужно говорить, что за весь период учебы он был учеником №1 в своем классе.

Выбор профессии

Дальнейшее обучение для Зигмунда Фрейда было ограничено рамками из-за еврейского происхождения. На выбор ему оставалась коммерция, промышленность, медицина или юриспруденция. После некоторых раздумий он выбрал медицину и поступил в Венский университет в 1873 году.

В университете он стал изучать химию и анатомию. Однако больше всего ему нравилась психология и физиология. Отчасти из-за того, что в университете лекции по этим предметам читал известный Эрнст фон Брюкке .

Также Зигмунд был под впечатлением от популярного зоолога Карла Клауса , с которым в дальнейшем проводил научную работу. За время работы под руководством Клауса «Фрейд быстро выделился среди других учеников, что позволило ему дважды, в 1875 и 1876 годах, стать стипендиатом Института зоологических исследований Триеста».

После университета

Будучи рационально мыслящим человеком и поставив перед собой цель добиться положения в обществе и материальной независимости, Зигмунд в 1881 году открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Вскоре после этого он стал применять кокаин в лечебных целях, пробуя сначала его действие на себе.

Коллеги на него косились, некоторые называли авантюристом. Впоследствии ему стало ясно, что от кокаина неврозы вылечить не получится, а вот привыкнуть к нему достаточно просто. Фрейду стоило большого труда отказаться от белого порошка и завоевать себе авторитет чистого врача и ученого.

Первые успехи

В 1899 году Зигмунд Фрейд выпустил книгу «Толкование сновидений» , которая вызвала негативную реакцию в обществе. Ее высмеивали в прессе, некоторые из коллег не хотели иметь с Фрейдом ничего общего. Но книга вызвала большой интерес за рубежом: во Франции, Англии, Америке. Постепенно отношение к доктору Фрейду менялось, его истории завоевывали все больше сторонников и среди медиков.

Знакомясь со все большим количеством пациентов, в основном это были женщины, жаловавшихся на различные недомогания и расстройства, используя методы гипноза, Фрейд построил свою теорию о бессознательной психической деятельности и определил, что невроз - это защитная реакция психики на травмирующую идею.

В дальнейшем он выдвинул гипотезу об особой роли неудовлетворенной сексуальности в развитии невроза. Наблюдая за поведением человека, его поступками - особенно плохими, Фрейд пришел к выводу, что в основе действий людей лежат бессознательные мотивы.

Теория бессознательного

Пытаясь отыскать эти самые бессознательные мотивы - возможные причины неврозов, он обратил внимание на неудовлетворенные влечения человека в прошлом, которые приводят к конфликтам личности в настоящем. Эти чужеродные эмоции как бы мутят сознание. Они были истолкованы им как главное свидетельство существования бессознательного .

В 1902 году Зигмунду предоставили должность профессора невропатологии в Венском университете, а через год он стал организатором «Первого международного психоаналитического конгресса» . Но международное признание его заслуг пришло к нему только в 1930 году, когда город Франкфурт-на-Майне наградил его премией Гёте .

Последние годы жизни

К сожалению, последующая жизнь Зигмунда Фрейда оказалась наполнена трагическими событиями. В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты, евреи стали подвергаться гонениям, книги Фрейда сжигали в Берлине. Дальше хуже - он сам оказался в венском гетто, а его сестры в концентрационном лагере. Его все же смогли вызволить, в 1938 году он вместе с семьей уехал в Лондон. Но жить ему оставалось всего год: он страдал от рака полости рта, вызванного курением.

23 сентября 1939 года Зигмунду Фрейду было введено несколько кубиков морфия, дозы, достаточной для прерывания жизни ослабленного болезнями человека. Он умер в 3 часа утра в возрасте 83-х лет, тело его было кремировано, а прах помещен в специальную этрусскую вазу, которая хранится в мавзолее Голдерс-Грин .